суббота, 16 марта 2013 г.

Задачи по химии за 9 класс, О.С.Габриелян

5 На примере образования катиона аммония из молекулы аммиака объясните принцип образования ковалентной связи по донорно-акцептоному механизму. Является ли связь, образованная по донорно-акцепторному механизму, особым типом химической связи? Объясните, поч
10 Как получают аммиак: а) в промышленности; б) в лабораторных условиях?
1 Каково электронное и пространственное строение молекулы аммиака?
2 Перечислите области применения аммиака. Какие свойства аммиака лежат в основе его применения в медицине, холодильных установках?
3 Какую химическую связь называют водородной? В чем особенности водородной связи? Что можно сказать о прочности водородных связей по сравнению с ковалентными и ионными? Какое значение имеет водородная связь в химии и биологии?
3с Является ли донорно-акцепторная связь особым видом химической связи? Почему?
4 Приведите примеры веществ, между молекулами которых образуются водородные связи. Как это отражается на физических свойствах этих веществ?
4с Какую степень окисления имеет азот в хлориде аммония? в нитрате аммония?
6 Как изменится окраска фенолфталеина при добавлении его к нашатырному спирту? Объясните ответ, составив уравнение химической реакции.
7 Какую степень окисления имеет азот: а) в аммиаке; б) в хлориде аммония; в) в нитрате аммония; г) в сульфате аммония?
8 Используя метод электронного баланса, определите коэффициенты в следующей схеме химической реакции:
9 Почему азот в аммиаке проявляет только восстановительные свойства?
1 Дайте характеристику элементов: а) фосфора; б) калия.
2 Запишите уравнения химических реакций, характеризующие свойства: a) MgO и SO3; б) Mg(OH)2 и H2SO4. Уравнения реакций с участием электролитов запишите также в ионной форме.
3 Дайте характеристику магния — простого вещества. Какой тип связи наблюдается в нем? Какие физические свойства имеет металл магний? Запишите уравнения реакций магния со следующими веществами: а) кислородом; б) хлором Cl2; в) серой; г) азотом N2; д) солян
4 Что такое аллотропия? Какой тип химической связи реализуется в молекулах состава: a) S8; б) H2S? Какие физические свойства имеет наиболее устойчивая модификация серы — ромбическая сера? Запишите уравнения реакций серы со следующими веществами: а) натрие
5 Сравните свойства простого вещества кремния со свойства-ми простых веществ, образованных химическими элементами — соседями кремния по периоду.
6 У высшего оксида какого химического элемента наиболее выражены кислотные свойства: а) азота или фосфора, б) фосфора или серы?
7 Вычислите объем воздуха (примите объемную долю кислорода в нем равной 0,2), который потребуется для сжигания 120 мг образца магния, содержащего 2% негорючих примесей.
8 Вычислите объем оксида серы (IV) (н.у.), который может быть получен при сжигании 1,6 кг серы, если выход продукта составляет 80% от теоретически возможного.
9 Можно ли утверждать, что высшему оксиду серы SO3 соответствует сернистая кислота H2SO3? Почему?
10 Используя метод электронного баланса, определите коэффициенты в схемах химических реакций:
1 Почему для получения амфотерного гидроксида из раствора соли переходного элемента раствор щелочи к ней приливают по каплям?
2 Запишите уравнения реакций для следующих превращений: Первую реакцию рассмотрите с позиций окисления-восстановления.
3 Приведите по два молекулярных уравнения реакций, соответствующих сокращенным ионным уравнениям:
4 Докажите, что амфотерность подтверждает относительный характер деления элементов на металлы и неметаллы.
1 Докажите, что Периодический закон Д. И. Менделеева, как и любой другой закон природы, выполняет объясняющую, обобщающую и предсказательную функции. Приведите примеры, иллюстрирующие эти функции у других законов, известных вам из курсов химии, физики и б
2 Назовите химический элемент, в атоме которого электроны располагаются по уровням согласно ряду чисел: 2, 5. Какое простое вещество образует этот элемент? Какую формулу имеет его водородное соединение и как оно называется? Какую формулу имеет высший окси
3 Бериллий раньше относили к элементам III группы, и его относительная атомная масса считалась равной 13,5. Почему Д. И. Менделеев перенес его во II группу и исправил атомную массу бериллия с 13,5 на 9?
4 Напишите уравнения реакций между простым веществом, образованным химическим элементом, в атоме которого электроны распределены по энергетическим уровням согласно ряду чисел: 2, 8, 8, 2, и простыми веществами, образованными элементами № 7 и № 8 в Периоди
5 Расположите в порядке усиления металлических свойств следующие элементы: As, Sb, N, Р, Bi. Обоснуйте полученный ряд, исходя из строения атомов этих элементов.
6 Расположите в порядке усиления неметаллических свойств следующие элементы: Si, Al, Р, S, Cl, Mg, Na. Обоснуйте полученный ряд, исходя из строения атомов этих элементов.
7 Расположите в порядке ослабления кислотных свойств оксиды, формулы которых: SiO2, Р2O5, Al2O3, Na2O, MgO, Cl2O7. Обоснуйте полученный ряд. Запишите формулы гидроксидов, соответствующих этим оксидам. Как изменяется их кислотный характер в предложенном ва
8 Напишите формулы оксидов бора, бериллия и лития и расположите их в порядке возрастания основных свойств. Запишите формулы гидроксидов, соответствующих этим оксидам. Каков их химический характер?
9 Что такое изотопы? Как открытие изотопов способствовало становлению Периодического закона?
10 Почему заряды атомных ядер элементов в Периодической системе Д. И. Менделеева изменяются монотонно, т. е. заряд ядра каждого последующего элемента возрастает на единицу по сравнению с зарядом атомного ядра предыдущего элемента, а свойства элементов и о
11 Приведите три формулировки Периодического закона, в которых за основу систематизации химических элементов взяты относительная атомная масса, заряд атомного ядра и строение внешних энергетических уровней в электронной оболочке атома.
1 Медь на воздухе покрывается тонким слоем оксида, придающим ей темную окраску, но во влажном воздухе и в присутствии углекислого газа на ее поверхности образуются соединения зеленого цвета ((CuOH)2СO3). Напишите уравнения реакций коррозии меди.
2 Щелочные и щелочноземельные металлы хранят под слоем керосина для предотвращения контакта с воздухом, так как они интенсивно взаимодействуют с составными частями воздуха. Напишите уравнения возможных реакций, сопровождающих коррозию этих металлов.
3 Что такое ингибиторы коррозии? Что такое протекторы? Чем отличается механизм их действия при защите металлов от коррозии?
3с Сколько килограммов железа, хрома и никеля нужно взять для выплавки 480 кг нержавеющей стали, предназначенной для изготовления столовых вилок и ножей?
4 Луженое железо (покрытое защитной оловянной пленкой) поцарапали. Что будет происходить с изделием?
5 О каком материале строка В. В. Маяковского: «По крыше выложили жесть...» ?
6 В начале XX в. из нью-йоркского порта вышла в открытый океан красавица яхта. Ее владелец, американский миллионер, не пожалел денег, чтобы удивить свет. Корпус яхты был сделан из очень дорогого в то время алюминия, листы которого скреплялись медными закл
1 Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
2 Вычислите объем водорода (н.у.), который может быть получен при растворении в воде 11,5 г натрия, содержащего 2% примесей, если выход водорода составляет 95% от теоретически возможного.
3 Прочитайте сочинение, написанное ученицей 9 класса 531-й школы Москвы Наташей Фроловой (1991). Какие химические понятия использовала в художественной форме Наташа?
4 Напишите сочинение о щелочных металлах, положив в основу сюжета превращения этих металлов или какой-ли-бо один химический процесс.
5 В 100 г кураги содержится 2,034 г калия. Сколько граммов кураги нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия?
1 Массовая доля костей человека составляет 20% от общей массы организма. На долю фосфата кальция, входящего в состав костей, приходится также 20% от массы костей. Зная массу своего тела, рассчитайте, сколько килограммов фосфата кальция содержится в вашем
2 Вспомните из курса анатомии, что такое гемофилия. Почему гемофиликам вводят при кровотечениях раствор хлорида кальция?
3 Вычислите количество вещества гашеной извести, которое может быть получено из 2 т известняка, содержащего 25% примесей.
4 Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: Какие металлы главной подгруппы II группы Периодической системы Д. И. Менделеева могут быть использованы для этих превращений, а какие — нет? Почему?
5 Напишите уравнения реакций для осуществления превра-щений: Уравнение последней реакции запишите также в ионной форме
6 Используя в качестве примера приведенное в предыдущем параграфе сочинение ученицы, напишите свое сочинение о химическом веществе или процессе, посвященное химии щелочноземельных металлов.
7 Почему в медицине для гипсовых повязок используют не гипс CaSO4 • 2Н2O, а алебастр 2CaSO4 • Н2O? Какой процесс происходит при наложении такой повязки?
8с Подберите условия для смещения химического равновесия системы СаCO3 ↔ СаО + CO2↑ - Q вправо, руководствуясь принципом Ле Шателье.
1 Почему в алюминиевой посуде нельзя хранить щелочные или кислые растворы?
2 Какое соединение алюминия могло послужить материалом для гиперболоида инженера Гарина в романе А. Толстого?
3 Какую химическую реакцию положил в основу рассказа «Бенгальские огни» его автор Н. Носов?
4 На каких физических и химических свойствах основано применение в технике алюминия и его сплавов?
5 Напишите в ионном виде уравнения реакций между растворами сульфата алюминия и гидроксида калия при недостатке и избытке последнего.
6 Напишите уравнения реакций следующих превращений: Реакции, идущие с участием электролитов, запишите в ионной форме. Первую реакцию рассмотрите как окислительно- восстановительный процесс.
6с Напишите уравнения реакций следующих превращений: Al → AlCl3 → Al(OH)3 → Al2O3 → NaAlO2 → Al2(SO4)3 → Al(ОН)3 → AlCl3 →NaAlO2 Реакции, идущие с участием электролитов, запишите в ионной форме. Первую реакцию рассм
7 Вычислите объем водорода (н.у.), который может быть получен при растворении в едком натре 270 мг сплава алюминия, содержащего 5% меди. Выход водорода примите равным 85% от теоретически возможного.
7с Какой объем водорода может быть получен при растворении в едком натре 270 мг сплава алюминия, содержащего 20% меди? Выход водорода примите равным 85% от теоретически возможного.
8 Напишите сочинение на тему «Художественный образ вещества или химического процесса», используя свои знания по химии алюминия.
1 Напишите уравнения реакций, иллюстрирующих генетические ряды соединений Fe2+ и Fe3+. Первые реакции каждого ряда охарактеризуйте с позиций окисления-восстановления, а реакции с участием электролитов запишите также в ионном виде.
2 Напишите по два молекулярных уравнения, соответствующих следующим сокращенным ионным уравнениям: Как называют эти реакции? Напишите названия реактивов.
3 Используя дополнительную литературу (словари русского языка, химические словари и др.), подготовьте рассказ о происхождении названий реактивов и продуктов качественных реакций на Fe2+ и Fe3+.
4 Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: Рассмотрите два превращения (по выбору) с позиций окисления-восстановления. Реакции с участием электролитов напишите в молекулярной и ионных формах.
4c Сместится ли химическое равновесие следующего обратимого процесса: 3Fe + 4Н2O ↔ Fe3O4 + 4Н2 при повышении давления? Ответ обоснуйте.
5 Напишите три уравнения реакций железа с разбавленной азотной кислотой, в которых продуктом восстановления кислоты будет соответственно N2, NO, NH4NO3. Для расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций используйте метод электронного баланса.
6 Вычислите объем оксида углерода (II) (н.у.), который потребуется для восстановления железа из 2,32 т магнитного железняка, содержащего 5% пустой породы. Вычислите количество вещества железа, которое при этом получится, если выход его составляет 80% от т
7 Используя свои знания по химии железа, напишите сочинение на тему «Художественный образ вещества или химического процесса».
1 Назовите семь чудес света и укажите, какую роль играли металлы в их создании.
2 Какими из прилагательных можно описать свойства ртути при обычных условиях: а) твердая, б) жидкая, в) хрупкая, г) ядовитая, д) тягучая, е) блестящая, ж) прозрачная?
3 Какие свойства металлов или сплавов лежат в основе обра-зования литературных выражений: «стальной характер», «железные нервы», «золотое сердце», «металлический голос», «свинцовый кулак»?
4 Какими из прилагательных можно воспользоваться для характеристики предгрозового неба: а) железное, б) магнитное, в) свинцовое, г) серебристо-белое, д) тяжелое.
5 Приготовьте сообщение на тему: «Использование металлов в искусстве».
6 Какую роль в истории человечества сыграли металлы?
1 Какие особенности строения атомов металлов определяют их восстановительные свойства?
2 Назовите химический элемент, образующий простое вещество — самый активный металл. Обоснуйте свой выбор.
3 Как согласуется утверждение о том, что металлы проявляют только восстановительные свойства и, следовательно, при этом окисляются, с процессом, который можно отразить с помощью уравнения: Cu2++2e→Cu0. Назовите этот процесс. В каких формах существова
1 Назовите самый легкоплавкий металл.
2 Какие физические свойства металлов используют в технике?
3 Фотоэффект, т. е. свойство металлов испускать электроны под действием лучей света, характерен для щелочных металлов, например для цезия. Почему? Где это свойство находит применение?
4 Какие физические свойства вольфрама лежат в основе его применения в лампах накаливания?
5 Какие свойства металлов лежат в основе образных литературных выражений: «серебряный иней», «золотая заря», «свинцовые тучи»?
1 Какой период в истории человечества называют бронзовым веком? Почему?
2 Вычислите количества веществ меди и никеля, которые нужно взять для производства 25 кг мельхиора.
3 Что объединяет два выражения: «легирующие элементы стали* и «привилегированное положение в обществе»?
4 Вычислите объем водорода (н.у.), который образуется при растворении 100 г латуни, содержащей 13% цинка, в соляной кислоте.
1 Определите число электронов, которое отдают три атома железа молекуле воды в реакции образования железной окалины.
2 Вычислите объем воздуха (н.у.), который потребуется для сжигания 36 г магния. (Напоминаем, что объемная доля кислорода в воздухе равна 0,21.)
3 Вычислите объем водорода (н.у.), который может быть получен при растворении в воде 120 мг кальция, если выход газа составляет 80% от теоретически возможного.
4 Почему щелочные и щелочноземельные металлы хранят под керосином? Почему литий, в отличие от натрия и калия, хранят в вазелине?
5 Методом электронного баланса определите коэффициенты в уравнении реакции, схема которого: Какой ион проявляет в этой реакции окислительные свойства?
6 Можно ли получить водород при взаимодействии свинца с раствором серной кислоты?
7 Методом электронного баланса определите коэффициенты в уравнении реакции, схема которого: Какое вещество проявляет в этой реакции восстановительные свойства?
1 В работе немецкого ученого в области металлургии и врача Г. Агриколы (XVI в.) «12 книг о металлах» сказано: «Подвергая руду нагреванию, обжигу и прокаливанию, удаляют этим часть веществ, примешанных к металлу...» и далее «...плавка необходима, так как т
2 Какой метод получения меди — с помощью серной кислоты или бактериальный — экологически более безопасен?
3 Почему щелочные и щелочноземельные металлы нельзя получить гидрометаллургическим методом?
4 Предложите технологическую цепочку производства свинца из минерала галенита PbS. Запишите уравнения реакций.
5 Как можно получить из пирита FeS2 железо и серную кислоту? Запишите уравнения реакций.
6 Сколько килограммов меди получается из 120 т обогащённой горной породы, содержащей 20% сульфида меди (I), если выход меди составляет 90% от теоретически возможного?
1 Определите, во сколько раз тяжелее (легче) воздуха кислород, углекислый газ, водород, т. е. определите относительную плотность этих газов по воздуху (Dвозд).
2 Зная объемный состав воздуха, найдите количество вещества каждого газа: азота и кислорода — в 100 л воздуха при н.у.
3 Определите число молекул: а) кислорода, б) азота, содержащихся в 22,4 л воздуха при н.у.
4 Вычислите объем воздуха (н.у.), который потребуется для сжигания 20 м3 сероводорода, если при этом образуются вода и оксид серы (IV). Вычислите массу этого воздуха.
5 Приготовьте сообщение о применении кислорода.
6 Что такое озоновые дыры? Как предупредить их появление?
1 На каком уровне форм существования химического элемента начинается различие между живой и неживой природой?
2 Назовите вещества, которых нет в неживой природе.
3 Почему отдельные макроэлементы называют также биогенными? Перечислите их.
4 Почему одно из заболеваний щитовидной железы называют эндемическим зобом? Что такое эндемики? Назовите некоторые эндемики-растения и эндемики-животные.
5 Чем различаются витамины и ферменты? Что общего между ними?
6 Вспомните из курса анатомии некоторые гормоны, вырабатываемые железами внутренней секреции, и укажите их биологическое значение.
1 Водород образует три изотопа: 11Н — протий, 21H или 21D— дейтерий и 31H, 31T— тритий. Запишите все возможные формулы воды, которые образуют эти изотопы водорода с одним из изотопов кислорода, например 168O. В какой из молекул содержание водорода наимень
2 В лаборатории водород можно получить, как вы знаете, взаимодействием щелочного или щелочноземельного металла с водой, а также по реакции: В каком случае объем водорода наибольший, если для получения водорода используются одинаковые количества веществ ме
3 Вычислите объем водорода (н.у.), который потребуется для восстановления 928 кг оксида вольфрама (VI), содержащего 25% примесей. Вычислите количество вещества металла, которое получится при этом.
4 Запишите уравнения реакций для следующих переходов:
5 В стеклянном толстостенном сосуде (эвдиометре) взорвали смесь 4 объемов водорода с 3 объемами кислорода. Найдите массу продукта реакции и объем непрореагировавшего газа.
1 Рассчитайте массу 1 л фтора и хлора при н.у. Найдите их относительную плотность по водороду и воздуху.
2 Растворы хлора, брома и иода в воде соответственно называют хлорной, бромной и йодной водой. Почему нет фторной воды?
3 Проведите аналогию между реакциями щелочных металлов и фтора с растворами солей.
4 Рассчитайте степени окисления атомов химических элементов в следующих соединениях: KClO3 (бертолетова соль), HClO (хлорноватистая кислота), HClO4 (хлорная кислота). Напишите формулы оксидов, соответствующих кислотам.
5 Вычислите объем хлора (н.у.), который потребуется для вытеснения всего иода из 300 г 15% -го раствора иодида калия. Вычислите количество вещества новой соли, которое при этом образуется.
5с Укажите, изменением каких условий можно сместить химическое равновесие процесса вправо: H2 + I2(ra3) ↔ 2HI + Q
6 Вычислите объем хлороводорода, который образуется при взаимодействии 150 л хлора с 200 л водорода. Какой газ взят в избытке? Вычислите объем, который займет избыток этого газа.
6с Рассмотрите зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия галогенов с водородом.
7 Во многих странах фтор носит другое название — флюор, что в переводе с латинского означает «текучий». Найдите объяснение этому названию, используя химические словари и другую литературу.
1 Докажите зависимость степени электролитической диссоциации от природы электролита на примере галогеноводородных кислот.
2 В четырех пробирках находятся прозрачные растворы фторида, хлорида, бромида и иодида натрия. Как распознать эти вещества с помощью одного реактива?
3 Напишите не менее четырех-пяти уравнений реакций получения хлорида магния. Там, где это имеет место, запишите и ионные уравнения и рассмотрите окислительно-восстановительные процессы.
4 Напишите уравнения химических реакций, иллюстрирующие следующие превращения: Укажите окислительно-восстановительные реакции и разберите их. Уравнения реакций с участием электролитов запишите также в ионной форме.
1 Вычислите объем хлора (н.у.) и массу натрия, которые можно получить при электролизе 585 г хлорида натрия, содержащего 2% примесей.
2 Рассчитайте, сколько граммов 40%-го раствора щелочи можно получить из натрия, массу которого вы определили в предыдущей задаче.
3 Французский химик К. Шееле получил хлор по реакции оксида марганца (IV) с соляной кислотой. В результате этой реакции образуются также хлорид марганца (II) и вода. Составьте уравнение этой реакции, рассмотрите окислительно-восстановительные процессы и р
4 Подготовьте сообщение о положительном и отрицательном значении галогенов и их соединений в жизни человека.
5 Извечная заповедь медицины: «Малые дозы — лекарства, а большие — яд». Докажите ее на примерах из химии галогенов.
6 Английский поэт Уилфред Оуэн, погибший в сражениях Первой мировой войны, написал такие строки: Какое событие описывает поэт? Какой галоген выступает в страшной роли убийцы? Какие его свойства упоминаются в стихотворении?
7 Используя свои знания по химии галогенов, напишите сочинение на тему «Художественный образ вещества или процесса». Для того чтобы иметь представление, как это делают другие ученики, прочитайте сочинение ученика 9 класса 531-й школы Москвы (1990) Ильи Го
1 Напишите уравнения реакций кислорода с металлами, о которых говорится в параграфе. Рассмотрите окислительно-восстановительные процессы.
2 Напишите уравнения реакций кислорода с неметаллами, о которых говорится в параграфе. Рассмотрите окислительно-восстановительные процессы.
3 Какие вещества называются катализаторами? Какая реакция, применяемая для получения кислорода, осуществляется в присутствии оксида марганца (IV)? Напишите уравнение этой реакции.
4 Английский химик Дж. Пристли получил кислород разложением оксида ртути (II). Напишите уравнение этой реакции. Придумайте и решите задачу, в условии которой были бы указаны масса исходного вещества и доля в нем примесей, а требовалось бы найти объем кисл
5 Укажите признаки сходства и различия в процессах дыхания и горения.
6 Сравните процессы дыхания и фотосинтеза.
7 Используя свои знания по химии кислорода, напишите сочинение на тему «Художественный образ вещества или процесса».
8 Напишите уравнение реакции фтора с водой. В какой роли здесь выступает кислород? Рассмотрите окислительно-восстановительный процесс, определите окислитель и восстановитель.
1 Вычислите объем сернистого газа (н.у.), который образуется при обжиге 485 кг цинковой обманки, содержащей в качестве примеси 20% оксида кремния (IV).
2 Составьте уравнение реакции взаимодействия серы с бертолетовой солью KClO3, зная, что в результате ее образуется хлорид калия и сернистый газ. (При уравнивании используйте метод электронного баланса.) Рассмотрите эту реакцию как окислительно-восстановит
3 Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: Укажите среди этих реакций окислительно-восстановительные, определите окислители и восстановители.
4 Выдающийся естествоиспытатель древности Плиний Старший погиб в 70 г. н. э. при извержении вулкана. Его племянник в письме историку Тациту писал: «...Вдруг раздались раскаты грома, и от горного пламени покатились вниз черные серные пары. Все разбежались.
5 Почему процесс обеззараживания помещений от пролитой ртути называют демеркуризацией?
1 Какое из веществ проявляет только восстановительные, только окислительные или и окислительные, и восстановительные свойства: сера, сероводород, оксид серы (IV), серная кислота? Почему? Подтвердите свой ответ уравнениями соответствующих реакций.
2 Охарактеризуйте: а) сернистый газ; б) оксид серы (VI) по плану: получение, свойства, применение. Напишите уравнения соответствующих реакций.
3 Напишите уравнения реакций, характеризующих свойства разбавленной серной кислоты как электролита. Какое свойство является окислительно-восстановительным процессом? Какие реакции можно отнести к реакциям ионного обмена? Рассмотрите их с точки зрения теор
4 Напишите уравнения реакций, лежащих в основе получения серной кислоты, согласно приведенной в параграфе схеме.
5 В 400 мл воды растворили 40 г оксида серы (VI) (н.у.). Вычислите массовую долю серной кислоты в полученном растворе.
5с В 400 мл воды растворили 11,2 л сернистого газа. Какова массовая доля сернистой кислоты в полученном растворе?
6 Дайте характеристику реакции синтеза оксида серы (VI), используя все изученные вами классификации реакций.
7 В 5 л воды растворили 500 г медного купороса. Вычислите массовую долю сульфата меди (II) в полученном растворе.
8 Почему серную кислоту называют «хлебом химической промышленности»?
1 Напишите уравнения реакций азота с магнием, кальцием, алюминием. Рассмотрите эти окислительно-восстановительные процессы. Как называют продукты реакций? Каков тип химической связи и кристаллической решетки в них? Какими свойствами должны обладать продук
2 Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие переходы: Рассмотрите первую реакцию как окислительно-восстановительную.
3 Дайте характеристику реакции по всем изученным вами признакам:
4 Определите, используя метод электронного баланса, коэффициенты в уравнениях реакций, соответствующих следующим схемам:
5 В лаборатории азот получают разложением нитрита аммония: Придумайте и решите задачу, в условии которой была бы указана масса исходного вещества и массовая доля в нем примесей, а требовалось бы найти объем одного продукта и число молекул другого получаем
1 Напишите уравнения реакций (в молекулярной и ионной формах) между растворами веществ: а) сульфат аммония и хлорид бария; б) хлорид аммония и нитрат серебра.
2 Напишите уравнения реакций, характеризующих свойства карбоната аммония: взаимодействие с кислотой, щелочью, солью и реакцию разложения. Первые три уравнения запишите также в ионной форме.
3 С многоосновными кислотами аммиак образует не только средние, но и кислые соли. Напишите формулы кислых солей, которые он может дать при взаимодействии с фосфорной кислотой. Назовите их и напишите уравнения диссоциации этих солей.
4 Составьте молекулярные и, где это возможно, ионные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие переходы:
5 Определите количество вещества, объем (н.у.) и массу аммиака, необходимого для получения 250 кг сульфата аммония, используемого в качестве удобрения.
1 Почему азотная кислота не образует кислых солей?
2 Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций азотной кислоты с гидроксидом меди (II), оксидом железа (III) и карбонатом натрия.
3 Большинство солей азотной кислоты растворимы в воде, тем не менее предложите уравнение реакции HNO3 с солью, в результате которой образуется осадок. Напишите ионное уравнение этой реакции.
4 Рассмотрите уравнения реакций разбавленной и концентрированной азотной кислоты с медью с точки зрения процессов окисления-восстановления.
5 Предложите две цепочки превращений, приводящих к получению азотной кислоты, исходя из азота и аммиака. Опишите окислительно-восстановительные реакции, используя метод электронного баланса.
6 Сколько килограммов 68%-й азотной кислоты можно получить из 276 кг (н.у.) оксида азота (IV)?
7 При прокаливании 340 г натриевой селитры получили 33,6 л (н.у.) кислорода. Рассчитайте массовую долю примесей в селитре.
8с Запишите цепочку превращения веществ, отражающую способ получения азотной кислоты из аммиака. Там, где это имеет место, рассмотрите процессы окисления-восстановления.
1 Напишите формулы трех видов солей натрия и фосфорной кислоты, назовите их и запишите уравнения их диссоциации.
2 Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: Рассмотрите окислительно-восстановительные процессы там, где они имеют место.
3 Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции, протекающей по схеме:
4 В промышленности фосфор получают прокаливанием смеси фосфата кальция с песком и коксом согласно уравнению: Рассмотрите окислительно-восстановительные процессы. Придумайте и решите задачу на определение массы фосфора при известном выходе его от теоретиче
5 Сколько килограммов 80% -й фосфорной кислоты можно получить из 31 кг фосфора, содержащего 5% примесей?
6 В 980 г 5% -го раствора фосфорной кислоты растворили 152 г оксида фосфора (V). Вычислите массовую долю фосфорной кислоты в полученном растворе.
7 «...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль..» В этом отрывке из знаменитой «Собаки Баскервилей» А. Конан Дойл допустил существенную химическую ошибку. Назовите ее.
1 Сравните строение алмаза и графита и их физические свойства: твердость, оптические свойства, электропроводность.
2 Напишите уравнения реакций с участием углерода, которые характеризуют отдельно его восстановительные и окислительные свойства. Рассмотрите окислительно-восстановительные процессы для них.
3 Вспомните из курса биологии, какой период в истории Земли носит название каменноугольного, или карбона. Каково происхождение каменного угля?
4 Почему в домашние холодильники рекомендуют помещать по нескольку таблеток карболена?
5 Напишите уравнения реакций взаимодействия угля с оксидом железа (III) и оксидом олова (IV). Рассмотрите окислительно-восстановительные процессы.
6 При сжигании 8 г угля было получено 10,64 л (н.у.) углекислого газа, что составляет 95% от теоретически возможного. Вычислите массовую долю примесей в угле.
7 При недостатке кислорода углерод взаимодействует с углекислым газом согласно уравнению: С + CO2 = 2CO. Какая форма существования элемента углерода проявляет в этой реакции окислительные свойства, а какая — восстановительные?
8 Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: Рассмотрите окислительно-восстановительные процессы.
1 Рассмотрите реакцию восстановления оксида железа (III) оксидом углерода (II) как окислительно-восстановительный процесс.
2 Какие несолеобразующие оксиды вам еще известны, кроме оксида углерода (II)? Верно ли с химической точки зрения другое синонимическое название их — безразличные или индифферентные оксиды?
3 Напишите уравнения реакций, характеризующие свойства оксида углерода (IV). Рассмотрите взаимодействие оксида углерода (IV) с магнием как окислительно-восстановительный процесс.
3с Как влияет повышение давления на смещение химического равновесия реакции: 2СО + O2 ↔ 2СO2?
4 Почему раствор углекислого газа окрашивает лакмус в красный цвет? Почему при длительном хранении этого раствора лакмус снова приобретает фиолетовую окраску?
5 Напишите формулы следующих солей: карбоната меди (II), гидрокарбоната меди (II), гидроксокарбоната меди (II). К какой группе солей относится каждая соль? Как еще называют последнюю соль?
6 Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: Рассмотрите процессы окисления-восстановления.
7 В 1060 г 2% -го раствора карбоната натрия растворили 14,3 г кристаллической соды (Na2CO3 • 1OH2O). Вычислите массовую долю соли в полученном растворе. Вычислите объем углекислого газа (н.у.), который образуется при взаимодействии полученного раствора с
8с В 1060 г 2%-ного раствора карбоната натрия растворили 14,3 г кристаллической соды Na2CO3 • 1OH2O. Какой стала массовая доля соли в полученном растворе?
1 Укажите сходство и различие оксида углерода (IV) и оксида кремния (IV) по строению и свойствам. Напишите уравнения реакций.
2 Почему углерод называют основным элементом живой природы, а кремний — основным элементом неживой природы?
3 При взаимодействии избытка раствора гидроксида натрия с 16 г кремния было получено 22,4 л водорода (н.у.). Вычислите массовую долю кремния во взятом образце. Сколько граммов оксида кремния (IV) содержалось в нем? Сколько граммов 60% -го раствора щелочи
4 Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: Рассмотрите процессы окисления-восстановления.
5 Знаменитый ученый в области минералогии А. Е. Ферсман писал: «Показывают самые разнообразные предметы: прозрачный шар, сверкающий на солнце чистотой холодной ключевой воды, красивый, пестрого рисунка агат, яркой игры многоцветный опал, чистый песок на б
6 М. В. Ломоносов в письме на имя И. И. Шувалова «О пользе стекла» писал: Далече до конца Стеклу достойных хвал, На кои целый год едва бы мне достал. Докажите справедливость утверждения великого ученого.
1 Напишите структурные формулы веществ: а) сероуглерода CS2; б) трихлорметана CHCl3; в) пропана С3Н8; г) бутана С4Н10 (для двух последних веществ — полные и сокращенные).
2 Определите значение валентности и степени окисления атомов химических элементов в молекулах этана С2Н6, азота N2, пероксида водорода Н2O2. Напишите структурные формулы этих веществ.
3 Раскройте сущность теории строения органических соединений А. М. Бутлерова, которую он сформулировал так: «Химическая натура сложной частицы определяется натурой элементарных составных частей, количеством их и химическим строением».
4 Сравните понятия «степень окисления» и «валентность», установите сходство и различие между ними.
5 Какое значение имеет органическая химия в жизни общества? Только ли положительное? Аргументируйте свой ответ.
6 Вычислите объем воздуха (н.у.), который потребуется для сжигания 250 м3 метана. Напомним, что объемная доля кислорода в воздухе 21%.
1 Какие причины обусловливают многообразие углеводородов?
2 На примере гомологического ряда предельных углеводородов проиллюстрируйте переход количественных изменений в качественные.
3 Какие нефтепродукты применяют на городском и сельскохозяйственном транспорте? Какие правила техники безопасности и охраны окружающей среды следует выполнять, используя их?
4 Запишите уравнения реакций дегидрирования пропана С3Н8 и бутана С4Н10 и попробуйте дать названия продуктам по аналогии с этиленом.
4с Напишите по две формулы изомеров и гомологов вещества, формула которого Назовите их.
5 Придумайте и решите задачу, в которой необходимо произвести расчет по уравнению реакций горения пропана, взятого в смеси с углекислым газом. В условии задачи укажите объем газовой смеси, т. е. объемную долю углекислого газа в ней (как негорючей примеси)
1 Реакции какого типа характерны: а) для этана; б) для этилена?
2 Реакцию присоединения воды называют реакцией гидратации, а как следует назвать реакцию присоединения водорода? Напишите уравнения реакций присоединения водорода для этилена и для пропилена.
3 Почему этилен горит на воздухе светящимся пламенем, а этан — бесцветным? Для полного сжигания какого углеводорода — этана или этилена — требуется большее количество кислорода? Почему?
4с Запишите уравнение полимеризации пропилена CH2=CH—CH3. Как называется продукт этой реакции?
5с Напишите по две формулы гомологов и изомеров для вещества с формулой: Дайте названия всех веществ.
6с Напишите молекулярную формулу вещества, которое можно получить дегидрированием этилена. Каков характер свойств продукта этой реакции?
1с Составьте общую формулу углеводородов ряда ацетилена.
2с Родовой суффикс в названиях ацетиленовых углеводородов —ин. Как тогда еще можно назвать ацетилен?
3с Напишите по две формулы гомологов и изомеров для вещества, формула которого: Дайте названия всех веществ.
4с Почему ацетилен горит на воздухе коптящим пламенем? Напишите уравнение реакции горения ацетилена.
5с Какой объем ацетилена может быть получен из 720 кг карбида кальция, содержащего 20% примесей?
6с Сколько граммов бензола можно получить тримеризацией 134,4 л ацетилена, если выход продукта реакции составляет 75% от теоретически возможного?
1 Напишите уравнения реакций горения метилового и этилового спиртов, этиленгликоля и глицерина. Каков характер пламени у них?
2 Метиловый спирт, аналогично этиловому, может окисляться в муравьиный альдегид оксидом меди (II). Напишите уравнение этой реакции, используя структурные формулы веществ.
3 Какие свойства метилового и этилового спиртов находят практическое применение?
4 Процесс брожения глюкозы С6Н12O6 с образованием этилового спирта протекает согласно уравнению: Вычислите объем углекислого газа (н.у.), выделяющегося при брожении 3 моль глюкозы.
4с Как сместить химическое равновесие реакции гидратации этилена вправо, если известно, что прямая реакция экзотермическая и все вещества находятся в газовой фазе?
5 Напишите уравнения реакций для превращений, соответствующих схеме:
1с Дайте название углеводорода С6Н5—СН3. Напишите формулы гомолога и изомера для него.
2с Какие пестициды используют на приусадебном или дачном участке? Какие меры по охране окружающей среды и защиты здоровья нужно соблюдать при работе с ними?
3с Почему бензол, как и ацетилен, горит на воздухе коптящим пламенем? Какой способ сжигания бензола без копоти можно предложить?
4с Какая реакция лежит в основе применения бензола в составе моторного топлива? Напишите ее уравнение.
5с Как получить нитробензол, исходя из карбида кальция? Напишите уравнения химических реакций.
1 Напишите уравнения реакций взаимодействия магния, оксида магния, карбоната магния и гидроксида магния с соляной и уксусной кислотами.
1с Напишите уравнения реакций взаимодействия магния, оксида магния, карбоната магния и гидроксида магния с муравьиной и уксусной кислотами.
2 Сколько граммов 80%-й уксусной кислоты и воды нужно взять для приготовления 240 г ее 20% -го раствора?
2с Сформулируйте общий принцип построения названий сложных эфиров.
3 Вычислите объем углекислого газа (н.у.), который образуется при растворении в уксусной кислоте 250 г известняка, содержащего 20% примесей.
3с Напишите уравнение реакции этерификации, в результате которой получается муравьинометиловый эфир.
4с Как сместить химическое равновесие реакции этерифика-ции вправо?
5с В уксусной кислоте атомы водорода в метиле (радикал СН3—) способны замещаться на атомы галогенов. Сколько таких реакций можно провести с этой кислотой? Напишите их уравнения.
6с Напишите уравнения реакций, отражающие следующие химические превращения:
1 Напишите уравнение реакции этерификации между глицерином и стеариновой кислотой.
2 Напишите уравнение реакции гидрирования жира, содержащего остатки линолевой кислоты.
2с Гидролиз жира является реакцией, обратной этерификации. Как сместить химическое равновесие реакции этерификации вправо?
3 Почему мыло в жесткой воде не мылится? Напишите уравнение реакции, отражающей взаимодействие натриевого мыла с жесткой водой, содержащей сульфат кальция.
4 Опишите функции жиров в организме, используя материал из учебника биологии.
4с Почему мыло в жесткой воде не мылится? Напишите уравнение реакции, отражающей взаимодействие натриевого мыла с жесткой водой, содержащей сульфат кальция.
1с Напишите уравнения двух реакций получения уксусного альдегида: из этилового спирта и из ацетилена.
2с Напишите уравнение реакции получения муравьиного альдегида из метилового спирта.
3с Напишите уравнения двух качественных реакций на альдегиды для формальдегида и ацетальдегида и подпишите под формулами названия соединений.
4с Предложите области применения реакции «серебряного зеркала».
5с Подготовьте к следующему уроку сообщение на тему Развитие зеркального производства в истории человечества».
6с Напишите уравнения реакций, соответствующие следующим переходам: этан → этилен → этиловый спирт → уксусный альдегид → уксусная кислота. Дайте названия реакциям.
1 Почему аминокислоты являются веществами с двойственной функцией, т. е. имеют свойства двух разных классов веществ?
2 Чем отличается реакция поликонденсации от реакции полимеризации? В чем их сходство?
3 Что такое ферменты? Чем они отличаются от неорганических катализаторов?
4 Напишите уравнение реакции гидролиза белков, имеющих общую формулу: Какое применение находит этот процесс в биологии и промышленности?
5с Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие химические превращения: этан → этиловый спирт → уксусный альдегид → уксусная кислота →хлоруксусная кислота → аминоуксусная кислота → полипептид (бел
1 Напишите уравнение реакции спиртового брожения глюкозы, зная, что в результате ее образуются этиловый спирт и углекислый газ. Рассчитайте, сколько граммов 40% -го раствора этилового спирта можно получить из 5 моль глюкозы.
2 Напишите уравнение реакции фотосинтеза — образование глюкозы из углекислого газа и воды. Рассчитайте, какой объем кислорода (н.у.) выделится, если в реакции участвовало 360 кг воды.
3 Напишите уравнение реакции гидролиза крахмала.
4 Почему глюкоза является веществом с двойственной функцией?
4с Почему глюкоза является веществом с двойственной функцией? Докажите, что муравьиная кислота также является веществом с двойственной функцией. Как можно назвать муравьиную кислоту, чтобы отразить в этом названии ее двойственность?
5 В чем сходство и различие в строении и свойствах крахмала и целлюлозы?
6 Назовите области применения глюкозы, сахарозы, крахмала и целлюлозы.
1 Поливинилхлорид имеет структурное звено, состав которого можно отразить с помощью следующей формулы: Напишите формулу винилхлорида и уравнение реакции его полимеризации.
2 Напишите уравнение реакции полимеризации пропилена. Как называют продукт этой реакции?
3 Чем отличаются искусственные волокна от синтетических?
4 Приготовьте сообщения о таких пластмассах, как полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид, полистирол и фенолформальдегидные пластмассы, и расскажите об областях их применения. Какую пластмассу получают с помощью реакции поликонденсации?
5 Приготовьте сообщения о таких волокнах, как вискозное, ацетатное, лавсан, капрон, найлон, и расскажите об областях их применения.
Практическая работа № 1(2). Осуществление цепочки химических превращений
Практическая работа 1(c). Определение выхода продукта реакции
Практическая работа № 2. Получение и свойства соединений металлов (Практическая работа № 4. Качественные реакции на ионы металлов)
Практическая работа № 3(3). Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ
Практическая работа № 4(6). Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»
Практическая работа № 5(н). Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода»
Практическая работа № 5(c). Получение соляной кислоты и изучение ее свойств
Практическая работа № 6(н). Получение, собирание и распознавание газов
Практическая работа № 7(c). Получение аммиака и изучение его свойств
Практическая работа № 8(c). Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа азота»
Практическая работа № 9(c). Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов
Практическая работа № 10(c). Получение этилена и изучение его свойств
Практическая работа № 11(c). Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ
Практическая работа № 12(c). Распознавание пластмасс
Практическая работа № 13(c). Распознавание волокон
1 Рассчитайте массовые доли азота в следующих удобрениях, состав которых выражен формулой: NaNO3, (NH4)2SO4, NH4NO3. В каком из них массовая доля азота максимальна?
2 Рассчитайте содержание питательных элементов в удобрениях, состав которых выражен формулами: KNO3, (NH4)2HPO4, K3PO4.
3 Все ли удобрения можно смешивать друг с другом? Можно ли смешивать аммиачную селитру с известью?
4 На основании пройденного материала опишите биологическую роль макро- и микроэлементов для живых организмов. Охарактеризуйте значение азота, калия и фосфора для нормальной жизнедеятельности растений.
5 Основоположник агрохимии Ю. Либих писал о том, что великие цивилизации процветают и гибнут вместе со своей почвой: «Рим выбрасывает в сточные трубы плодородие Сицилии». Обоснуйте это утверждение. Почему Сицилия, бывшая житница Рима, превратилась со врем
6 На основании пройденного материала опишите круговороты калия, азота и фосфора в природе. Как в этих круговоротах участвуют удобрения? Какими свойствами должны обладать удобрения, чтобы не вызывать загрязнения водоемов, морей и океанов?
7 Д. И. Менделеев в 1867 г. писал: «Я восстаю против тех, кто печатно и устно проповедует, что все дело в удобрении, что, хорошо удабривая, можно и кое-как пахать». Объясните эту позицию великого химика. Какое значение имеет применение удобрений в комплек
1 Напишите молекулярное уравнение реакции, соответствующее приведенному в разделе сокращенному ионному уравнению. Почему нерастворимый карбонат кальция растворяется?
2 Какие значения имеет pH слюны и желудочного сока? Вспомните из уроков биологии, что слюна имеет щелочную среду. О том, что среда желудочного сока кислая, вам известно также из курса химии. Почему стоматологи рекомендуют после еды почистить зубы или же п
3 Для супесчаных почв при pH менее 4,5 (что это означает?) норма внесения извести составляет 4 т/га. Рассчитайте дозу извести, необходимую для внесения на 6 соток дачного участка с этим типом почв. Напишите уравнения реакций, происходящих в почвенном раст
4 Формула доломита CaCO3*MgCO3. Напишите уравнения реакций, происходящих при известковании почв доломитом.
5 Какие способы гидротехнической и лесотехнической мелиорации вам известны? Можно ли ограничиться только одной группой мелиоративных методов?
1 Почему фосфоритную муку целесообразно вносить в почву до посева?
2 Почему внесенная в почву фосфоритная мука действует в течение нескольких лет?
3 Почему некоторые фосфорные удобрения (фосфоритная мука, преципитат, красный фосфор), внесенные в почву, сохраняют свои питательные свойства в течение нескольких лет, а калийные удобрения нужно вносить в почву ежегодно?
4 Какие питательные элементы содержатся в комплексных удобрениях: фосфат калия, калийная селитра, дигидрофосфат аммония (аммофос)? Какова массовая доля каждого питательного элемента в этих удобрениях?
5 Комнатные растения можно поливать подкормкой из минеральных удобрений: в 1 л воды растворяют 2,5 г KNO3, 2,5 г КН2PO4 и 10 г Ca(NO3)2. Какова массовая доля (в %) каждого из компонентов в такой подкормке?
6 В образце суперфосфата массовая доля оксида фосфора (V) составляет 20%. Найдите массовую долю дигидрофосфата кальция в удобрении.
7 Водный раствор содержит 39,2 г фосфорной кислоты. Его нейтрализовали раствором, содержащим 37 г гидроксида кальция. Найдите массу полученного преципитата.
Распознавание минеральных удобрений

Комментариев нет:

Отправить комментарий