суббота, 16 марта 2013 г.

Задачи по химии за 9 класс, Л.С.Гузей, В.В.Сорокин, Р.П.Суровцева

1. Приведите два примера химических реакций, которые вы наблюдали дома, или в школе, или где-нибудь еще. Если сможете, напишите их уравнения.
2*. Сколько химических элементов существует?
3*. Сколько существует химических веществ?
4*. Сколько существует химических реакций?
5. Приведите пример очень медленной химической реакции, которую невозможно наблюдать непосредственно.
6. Приведите пример очень быстрой химической реакции (взрыв).
7. Приведите пример химической реакции, скорость которой вы могли бы экспериментально измерить. Опишите соответствующий эксперимент.
8. Приведите два примера экзотермических реакций, применяемых для получения энергии.
9. Приведите два примера эндотермических реакций.
10. Заполните таблицу (перерисовав ее предварительно в тетрадь, но не всю, а только те строчки, которые вам укажет учитель); первые три строчки — образец заполнения.
11. Каковы валентности водорода и кислорода в воде?
12*. Содержание какого химического элемента в воде больше — водорода или кислорода? Проведите количественный расчет.
13. Смесь, содержавшую по 1 г водорода и кислорода, подожгли. Определите массы веществ, оставшихся в реакционном сосуде.
14*. Смесь, содержавшую по 1 л (н.у.) водорода и кислорода, подожгли. Определите объемы веществ (н.у.), оставшихся в реакционном сосуде.
15*. Какова массовая доля электронов в атоме?
16. Укажите общее число электронов и число валентных электронов в атомах следующих химических элементов: Н, Не, Li, С, N, О, F, Ne, Na, Al, S, Cl, К, Ca, Rb, Br, Cs, I.
17*. В атоме кислорода имеется ... электронов. Сколько атомных орбиталей они занимают?
18*. В атоме натрия имеется ... электронов. Сколько атомных орбиталей они занимают?
19. В атоме калия имеется ... электронов. Сколько атомных орбиталей они занимают?
20. В атоме хлора имеется ... электронов. Сколько атомных орбиталей они занимают?
21. Нарисуйте, приблизительно соблюдая масштаб (т.е. правильно указывая относительное положение АО на энергетической оси), энергетические диаграммы атомов Li, Na, F, Cl.
1*. В тексте сказано о «большом числе» структурных частиц вещества. Что значит слово «большой»? Это сколько — 100? 1000? 100 000? Или еще больше?
2*. Что значит «достаточно низкая температура» для вещества, необходимая, чтобы оно находилось в твердом состоянии?
3. Что такое кристаллическая решетка?
4*. Какое вещество более реакционноспособно — алмаз или графит?
5*. Какое вещество механически более прочно — белый или красный фосфор?
6. Какое вещество химически более активно — кислород или озон? Почему?
7. Приведите два примера кристаллических веществ.
8. Приведите два примера веществ с молекулярной кристаллической решеткой.
9. Приведите два примера веществ с атомной кристаллической решеткой.
10. Приведите два примера веществ с ионной кристаллической решеткой.
1. Сформулируйте правило о связи между молекулярными массами и относительными температурами плавления молекулярных веществ.
2*. Кислород получают испарением жидкого воздуха. В каком порядке происходит испарение компонентов (азот, кислород) из жидкого воздуха?
3. Как изменяются температуры плавления молекулярных веществ в ряду НСl, HBr, HI (увеличиваются или уменьшаются)? Ответ мотивируйте.
4. Углерод образует с водородом ряд соединений с общей формулой СnН2n+2, называемых углеводородами. Постройте график зависимости их температур кипения и плавления от молекулярной массы (необходимые данные приведены в таблице 16.1) и определите, в каком аг
5. Пользуясь данными таблицы 16.1, определите температуру плавления парафина — материала, состоящего в основном из смеси углеводородов, состав которых колеблется от С19Н40 до С35Н72.
6. Какое вещество кипит при более низкой температуре: СO2 или СО? SO2 или SO3?
1*. Атомными или молекулярными кристаллическими решетками обладают аргон и неон?
2*. Почему в неметаллах энергия электронов не может изменяться?
3. Нарисуйте энергетическую диаграмму атома натрия.
4. Сколько АО в атоме натрия занято электронами? Сколько из них валентных?
5. Сколько связывающих и антисвязывающих МО в молекуле Na2?
6. Сколько связывающих и антисвязывающих МО в кристалле натрия массой 23 мг?
7. Нарисуйте энергетические диаграммы атомов углерода и кремния.
8*. Почему на энергетической диаграмме атома углерода, приведенной на рисунке 16.6, из четырех АО внешнего уровня показаны только две 2p-АО?
9*. Поясните: что такое запрещенная зона? В отношении чего она запрещена?
10*. Нарисуйте зонную структуру кристалла германия. Где больше ширина запрещенной зоны ΔСЕ — у Si или Ge? (Вывод сделайте на основании положения в периодической системе С, Si и Ge.)
11*. Какой кристалл механически прочнее — алмаза или кремния? Ответ обоснуйте по аналогии со сравнительными свойствами щелочных металлов (§13.2).
12*. Почему при переходе в пределах групп периодической системы сверху вниз температуры плавления щелочных металлов уменьшаются, а галогенов увеличиваются?
1. Сколько ионов противоположного знака может присоединить (притянуть к себе) данный ион?
2*. Сколько ионов Cl- может присоединить к себе ион Na+?
3*. С каким числом ионов Сl- соединен ион Na+ в хлориде натрия?
4*. Что такое «узел кристаллической решетки»?
5. Какие частицы находятся в узлах кристаллической решетки меди? оксида углерода (IV)? гидрида лития? (См. рис. 16.1.)
6. Какие вещества называются основаниями?
7. Какие вещества называются солями?
8*. Почему основания являются ионными соединениями?
9. Почему соли являются ионными соединениями?
10. Кислотными остатками каких кислот являются ионы Cl-, F-,SO42-?
11. Из каких ионов построены кристаллы следующих соединений (укажите заряды соответствующих ионов): NaH, КОН, Li3N, MgO, FeO, Fe(OH)2, Ca(OH)2, Na2SO4, CaSO4, AlF3, Ca3(PO4)2, MgCO3?
12*. Сравните агрегатные состояния солей, оснований и кислот при комнатной температуре, например NaOH, Са(ОН)2, NaCl, CaSO4, НС;, H2SO4. Чем можно объяснить различие?
1. Что такое дальний порядок? ближний порядок?
2. Что значит «низкая температура», при которой вещество находится в твердом состоянии (укажите численное значение для воды, водорода, вольфрама)?
3. Каковы молекулярные массы водорода и гелия?
4*. Фреоны (рабочее вещество в холодильных агрегатах и аэрозольных баллончиках) C2Cl3F3 и C2Cl2F4 плавятся при температурах -94 и -36 °С. При какой температуре плавится каждый из указанных фреонов?
5. Дайте определение конденсированного состояния вещества.
6. Что такое скорость химической реакции?
7. Как скорость химической реакции зависит от концентраций реагентов?
8. Как можно увеличить скорость реакции с участием твердых веществ?
9. Приведите 1—2 примера перевода веществ в жидкое (расплавленное или растворенное) состояние перед их химическим применением.
10*. Назовите простые вещества, являющиеся жидкостями при обычных условиях.
11*. В каком температурном интервале существует жидкая вода?
1. Почему в применении жидких кристаллов важное значение придается малым затратам энергии на управление их свойствами?
1*. Что такое едкий натр? (Это одно из технических названий данного вещества.)
2*. Каким светом светится твердый электролит?
3. Что такое кислотный остаток?
4. Составьте электронную формулу иона Cl-. Атом какого химического элемента имеет то же электронное строение?
5. Что такое основность кислоты?
6. Среди перечисленных ниже формул веществ укажите те, которые относятся к ионным соединениям: Cl2, СаCl2, HNO3, Na2SO4, Н2O, КОН.
7*. Из перечисленных веществ выберите те, которые состоят из ионов; укажите, из каких именно: CO2, NaOH, Mg(OH)2, CaSO4, NH3, LiH, HCl, Na2K.
8*. To же задание, что и 7, но для веществ: вода, оксид бария, метан, карбонат натрия, серная кислота, хлорид калия, гидроксид кальция.
9*. Укажите заряды ионов в соединении Al2(SO4)3.
10. Напишите формулы веществ, в растворах которых содержатся ионы: а)Ba2+ и Cl-; б) Fe3+ и NO3-; в) Na+ и CO42- .
11. Напишите формулы веществ, в растворах которых содержатся ионы: а) Са2+ и NO3-; б) Аl3+ и Cl-; в) Н3O+ и Н2РО4-; г) Cr3+ и NO3-; д) Al3+ и SO42-; е) К+ и МnО4-.
12*. Приведите по три примера веществ, при растворении которых в воде образуются ионы: а) Cl-; б) Fe3+.
13. Напишите формулы трех солей соляной кислоты и укажите, какие ионы имеются в их водных растворах.
14*. В водопроводной воде обнаруживаются ионы: Na+, Са2+, Fe3+, Cl-, SO42-, HCO3-. Какие вещества (напишите их формулы) содержатся в водопроводной воде?
15*. В морской воде обнаруживаются ионы: Na+, Са2+, Mg2+, Cl- ,Br-, SO42-, HCO3-. Какие вещества (напишите их формулы) содержатся в морской воде?
16*. Исходя из определения электролитов, укажите три вещества-электролита из следующих: Na2CO3 (кристаллический), Na2CO3 (раствор), Na2CO3 (расплав), HCl (газ), HCl (соляная кислота), O2 (раствор).
17. Напишите формулы трех веществ-неэлектролитов.
18. В стакане прибора для испытания электрической проводимости веществ (рис. 17.1) находятся:а) водный* раствор серной кислоты;б) гидроксид железа (III);в) вода;г) углекислый газ (оксид углерода (IV)). В каком случае загорится лампочка прибора при введени
19. Среди написанных химических формул выберите те, которые соответствуют веществам, при добавлении воды к которым лампочка прибора, определяющего электропроводность** веществ, не загорится: CaCO3, КCl, H2SO4, CuO.
20*. К небольшим порциям ионных веществ (CaCO3, NaCl, MgO, NaNO3, Na2CO3) добавили воду и опустили в нее электроды прибора, показанного на рисунке 17.1. В каких случаях лампочка загорится? Почему не во всех?
21. То же задание, что и 9, для веществ: NaOH, Fe(OH)3, AgCl, AgNO3, CaO, FeO.
1. В чем состоит «взаимодействие» кислоты с водой?
2*. В чем состоит «взаимодействие» основания с водой?
3*. Укажите, какие из нижеперечисленных электролитов в водном растворе содержат катионы водорода:а) гидроксид лития;б) серная кислота;в) гидросульфат натрия NaHSO4.
4. На приведенных ниже схемах условно, но с соблюдением стехиометрии (т.е. правильными количественными соотношениями) изображены кристаллические структуры двух веществ. Какая из них принадлежит основанию?
5. Напишите формулы обоих веществ, приведенных в задании 4.
6. Напишите уравнение электролитической диссоциации основания, приведенного в задании 4.
7. Как можно различить экспериментально вещества из задания 4?
8*. Из указанных формул водородсодержащих веществ выберите кислоты. Напишите уравнение реакции, происходящей при взаимодействии одной из них с водой: HCl, СН4, NH3, H2SO4, HNO3, H3PO4, KHSO4, NaHCO3, NaOH.
9*. Какие химические свойства, присущие основаниям, проявляет водный раствор аммиака? Напишите уравнение реакции его с какой-либо кислотой. Каковы цвета лакмуса, метилового оранжевого, фенолфталеина в растворе аммиака?
10. При взаимодействии хлора с водой образуется раствор кислоты. Напишите уравнение соответствующей реакции (§12.5). Является ли хлор кислотой?
11. При взаимодействии калия с водой (напишите уравнение реакции) образуется раствор щелочи. Является ли калий основанием?
12. Мы говорим, что цинк растворяется в кислотах. Почему мы так говорим? Разве образуется раствор цинка? Напишите уравнение реакции цинка с какой-либо кислотой.
1. Дайте определение слабого электролита.
2. Что такое реакционная смесь?
3*. Дайте определение константы равновесия.
4. Что такое константа диссоциации?
5*. Сколько ионов оксония находится в 1 мл воды?
6. Сколько гидроксид-ионов находится в 1 мл воды?
7. Как доказать обратимость реакции H2S + Н2O ↔ Н3O+ + HS- ?
8*. К какому классу веществ относится водный раствор сероводорода? Как он пахнет?
9. Напишите выражение закона действующих масс для взаимодействия с водой сероводорода. Какое из участвующих в реакции веществ и почему в этом выражении отсутствует?
1. Какие кислоты называются многоосновными? Приведите два примера.
2. Напишите уравнения электролитической диссоциации слабых электролитов: Fe(OH)2, H2S, H2SiO3, Al(ОН)3.
3*. Для каждого электролита из предыдущего задания укажите, каких ионов в их растворе больше и каких меньше всего.
4. Напишите выражения для констант последовательной диссоциации электролитов, приведенных в задании 2.
5*. Какой из приведенных в тексте параграфа слабых электролитов самый сильный? самый слабый?
6*. Какие ионы имеются в растворах следующих сильных электролитов: Са(ОН)2, H2SO4, KHSO4, Na2SO4, HCl? Есть ли в этих растворах молекулы?
7. Для каждого электролита из предыдущего задания укажите, каких ионов в их растворе больше и каких меньше всего.
8
10 или 8. На этикетке бутылки с минеральной водой написано: Катионы: Na+ и др. Анионы: Cl-, SO42-, СО32- Напишите формулы веществ, содержащихся в данном растворе.
1*. Что такое сфера реакции?
2. Что значит «малорастворимое вещество»? Приведите два примера.
3. Почему в уравнениях электролитической диссоциации гидроксида, хлорида и карбоната натрия, хлорида и гидроксида кальция, соляной кислоты использован знак равенства «=», а не обратимости « ↔ » ?
4. Почему не следует принимать во внимание возможности взаимодействия одноименных ионов в растворах электролитов?
5. Какое ионное уравнение реакции называется полным?
6. Какое ионное уравнение реакции называется сокращенным?
7. Приведите три примера веществ, содержащих карбонат-ионы.
8*. Какие реакции называются реакциями нейтрализации? Приведите пример (только не из текста параграфа).
9. В чем состоит сущность реакции нейтрализации?
10. Пользуясь таблицей растворимости, напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций (если они происходят) для следующих пар веществ:
11. Напишите полное ионное, сокращенное ионное и молекулярное уравнения реакции между карбонатом калия и серной кислотой.
12. При сливании водных растворов хлорида натрия и серной кислоты реакции не происходит. Докажите это с помощью записи сокращенного ионного уравнения предполагаемой реакции.
13. Одним из способов получения хлороводорода (§12.7) служит реакция 2NaClкр + H2SO4, конц = Na2SO4 + 2HCl↑ Объясните возможность осуществления этой реакции, учитывая ответ на задание 12.
14. В реакции СаCO3 + 2HCl = СаCl2 + CO2↑ + Н20 слева (среди реагентов) имеется нерастворимое вещество (какое?), а справа (среди продуктов) — газ (какой?) и слабый электролит (какой?). Обратима или необратима эта реакция? Что действительно удаляется
15Т. Реакция ионного обмена протекает до конца в результате образования газа при сливании растворов:*а) хлорида калия и нитрата натрия;б) гидроксида калия и соляной кислоты;в) карбоната натрия и серной кислоты;г) сульфата железа (III) и азотной кислоты.
16Т. Реакция ионного обмена идет до конца междуа) гидроксидом меди (П) и соляной кислотой;б) раствором сульфата железа (II) и гидроксидом цинка;в) гидроксидом алюминия и хлоридом натрия;г) растворами сульфата натрия и карбоната калия.
17Т*. Суммы всех коэффициентов в полном и сокращенном ионных уравнениях реакции между слабой сероводородной кислотой и избытком гидроксида калия соответственно равны а) 12 и 4; б) 10 и 3; в) 12 и 6; г) 10 и 6.
18. К какому типу реакций — соединения, разложения, обмена — относятся реакции, приведенные в этом параграфе?
19. Приведите два примера реакций, для которых сокращенное ионное уравнение выглядит так: Н+ + ОН- = H2O
20Т. Сокращенное ионное уравнение реакции Ag+ + Cl- = AgCl↓ соответствует взаимодействию:а) серебра с хлором;б) серебра с соляной кислотой;в) оксида серебра с соляной кислотой;г) растворов нитрата серебра и хлорида натрия.
21Т*. Сокращенное ионное уравнение реакции 2Н+ + СО32- = Н20 + CO2↑ соответствует взаимодействию:а) азотной кислоты с карбонатом кальция;б) сероводородной кислоты с раствором карбоната натрия;в) соляной кислоты с раствором карбоната натрия;г) серной
22. Докажите (с помощью уравнений реакций), что следующие ионы не могут находиться в растворе одновременно: Ag+, Са2+, Fe3+, Na+, NO3-, Cl-, ОН-.
23. Укажите, какие четыре (или больше) иона из приведенных в задании 22 могут одновременно находиться в водном растворе.
24*. В приборе для определения электрической проводимости веществ к раствору гидроксида бария по каплям прибавляли раствор серной кислоты. Что при этом наблюдалось? Объясните последовательные изменения в яркости свечения лампочки. Напишите полное и сокращ
1. Дайте определение кислоты с точки зрения теории электролитической диссоциации.
2. Что такое кислотный остаток?
3. Дайте определения сильной и слабой кислот.
4. Что такое ряд напряжений металлов? По какому принципу он построен?
5. Составьте полные ионные уравнения реакций, соответствующих сокращенным ионным уравнениям, приведенным в тексте параграфа (восемь уравнений).
6. Что такое качественная реакция?
7. Почему сильная кислота вытесняет слабую из ее соли?
8. Допишите уравнение реакции Н+ + NO3- + FeO = Fe2+ + ? + Н2O
9Т*. Сумма всех коэффициентов в сокращенном ионном уравнении реакции между растворами серной кислоты и гидроксида калия равна а) 2; б) 3; в) 5; г) 6.
10. Конкретизируйте схему: Кислота + основной оксид → вода + соль.
1. Дайте определение основания с точки зрения теории электролитической диссоциации.
2. Какие основания называются щелочами? Приведите пример щелочи (но не из текста параграфа).
3. Что сказано в §17.3 о диссоциации гидроксида аммония?
4. Напишите сокращенное ионное уравнение реакции получения каустической соды, упомянутой в тексте.
5Т. Щелочи не реагируют с а) кислотами; б) кислотными оксидами; в) основными оксидами; г) солями.
6. Напишите ионные уравнения реакций, происходящих между следующими веществами:а) гидроксидом натрия и оксидом серы (VI);б) гидроксидом бария и оксидом азота (V);в) растворами хлорида железа (II) и гидроксида калия.
1. Дайте определение соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.
2. Напишите полное и сокращенное ионные уравнения реакции между растворами хлорида бария и сульфата калия.
3. Пользуясь таблицей растворимости (см. второй форзац учебника), здравым смыслом и составленным вами сокращенным ионным уравнением реакции, укажите, в каком случае происходит химическая реакция при смешении следующих солей:а) FeSO4,р-р + MgCl2, р-р; б) F
4Т. Поваренная соль в водном растворе реагирует с а) Cu(ОН)2; б) H2SiO3; в) AgNO3; г) CO2.
5. Напишите два примера взаимодействия между солями в виде полных и сокращенных ионных уравнений реакций.
6Т. Через раствор, содержавший 5,6 г гидроксида калия, пропустили избыток хлороводорода. Количество образовавшейся соли равно:а) 2 моль; б) 1 моль; в) 0,5 моль; г) 0,1 моль.
7Т*. Слили по 20 мл растворов, из которых один содержал 0,01 моль/л H2SO4, а второй — 0,01 моль/л Са(ОН)2. В растворе образовалась сольа) сульфат кальция;б) гидросульфат кальция;в) основный сульфит кальция;г) сульфид кальция.
1. От какого атома легче оторвать один электрон — Na или Mg? Р или S? Ответ мотивируйте.
2*. Что значит «металлические» и «неметаллические» свойства химического элемента? О каких свойствах идет речь?
3. Приведите пример реакции, демонстрирующей высокую металлическую активность натрия.
4. Приведите пример реакции, демонстрирующей высокую неметаллическую активность хлора.
5*. Постройте энергетические диаграммы внешнего электронного уровня для элементов 2-го периода.
6*. Определите, у атома какого элемента электрон внешнего энергетического уровня слабее связан с ядром: у Li или Be, Be или В, N или О, О или F, F или Ne?
7. Приведите пример ионного соединения, образованного элементами 2-го периода.
8. Какой атом больше: Na или Mg? S или Cl? Ответ поясните.
9. Какой атом больше: Li или Na? F или Cl? Ответ поясните.
1*. Что такое потенциальная энергия системы?
2. Напишите электронные формулы элементов 3-го периода. Сколько валентных электронов имеет каждый из них?
3. Напишите электронные формулы элементов 2-го периода. Сколько валентных электронов имеет каждый из них?
4. Изобразите схемы электронного строения валентного уровня атомов элементов 2-го периода, обозначив валентные электроны точками около символов элементов.
5. На какой АО находится валентный электрон в атоме Na?
6. На каких АО находятся валентные электроны в атоме Al?
7. На какой(их) АО находятся электроны внешнего уровня в атомах Si, Р, S, Cl, Ar?
8. Какие валентности в своих соединениях проявляют элементы Li, К, Са, Ва?
9*. Какое групповое название имеют элементы VIIIA-группы? (Элементы VIIA-группы, например, называются галогенами.)
10. В чем причина инертности, «благородства» элементов VIIIA-группы?
11. Укажите высшую и низшую валентности, которые могут проявлять S, Р, Si, N, Р, Cl.
12. Изобразите схему электронного строения соединения магния с водородом.
13. Изобразите схемы электронного строения и определите валентность элементов в их следующих водородных соединениях: HF, Н20, NH3, СН4, РН3.
14*. Что вы можете сказать о характере химической связи в хлориде натрия и сульфиде натрия?
15. Изобразите схему электронного строения хлорида серы (II).
1*. Что такое ионная связь?
2. Что значит слово «кооперация»?
3. Что такое ковалентная связь?
4*. Почему в тексте оговорено, что полюса возникают в двухатомных, а не более сложных молекулах?
5*. В каких единицах выражены заряды на атомах в ионных и полярных соединениях?
6*. Заряд электрона — наименьший электрический заряд, существующий в природе. Как же может быть заряд на атоме (в полярной молекуле) меньше 1?
7*. Что такое высшая валентность химического элемента?
8*. Что такое низшая валентность химического элемента? Поясните термин.
9*. Какова низшая валентность металлов?
10. Укажите, какая связь — ионная или ковалентная — имеет место в следующих химических соединениях: PCl3, Na3P, CaS, SO2, ICl, H2S.
11. Укажите валентность элементов и ее знак в соединениях из предыдущего задания.
12*. В каком из ниже приведенных соединений полярность связи наибольшая и в каком наименьшая: a) NaCl, MgCl2, AlCl3; б) Na2S, Mg3P2, Al4Si3?
13. Для каждого из элементов в соединениях, приведенных в предыдущем задании, определите валентность и ее знак.
14*. Для соединения между какими элементами 2-го периода трудно сделать вывод о виде химической связи (ионная или ковалентная)?
15*. Для соединения между какими элементами 3-го периода трудно сделать вывод о виде химической связи (ионная или ковалентная)?
1*. Почему в основных оксидах и гидроксидах не наблюдается ковалентная неполярная связь?
2*. Какие кислоты нельзя считать гидроксидами?
3. Изобразите схемы электронного строения гидроксила ОН и гидроксид-иона ОН-.
4. Какие основания называются щелочами?
5. Почему снижение отрицательного заряда на кислороде в гидроксидах приводит к облегчению отщепления иона водорода?
6. Какие электролиты называются амфолитами?
7*. Напишите формулу кремниевой кислоты.
8*. Какие гидроксиды элементов 3-го периода не изменяют окраски индикаторов? Почему?
9. Напишите формулы серной и хлорной кислот и уравнения их электролитической диссоциации.
10. По какой ступени диссоциация серной кислоты происходит в меньшей степени?
11*. Почему хлорная кислота сильнее серной?
12*. Какое основание сильнее — КОН или Са(OH)2? Ответ поясните.
13*. Какая кислота сильнее — H3ASO4 или H2SeO4? Ответ поясните.
14. Для гидроксида алюминия применяют две формулы, отличающиеся на одну молекулу воды. Где еще используется такой прием? (Вспомните электролитическую диссоциацию кислот.)
15. Почему необратимы реакции гидроксида алюминия с кислотами и щелочами?
16*. Какие оксиды элементов 3-го периода не реагируют с водой?
17. Ко всем оксидам элементов 3-го периода прибавили воду и индикаторы: а) фенолфталеин, б) лакмус, в) метиловый оранжевый. Что наблюдалось в каждом случае? Проделайте опыты с оксидами, имеющимися в вашем распоряжении.
18. Ко всем гидроксидам элементов 3-го периода прибавили воду и индикаторы: а) фенолфталеин, б) лакмус, в) метиловый оранжевый. Что наблюдалось в каждом случае? Проделайте опыты с гидроксидами, имеющимися в вашем распоряжении.
19. Какие валентности проявляют элементы 3-го периода в их оксидах, приведенных в данном параграфе?
20. Какие валентности проявляют элементы 3-го периода в их гидроксидах (основаниях и кислотах), приведенных в данном параграфе?
21. Заполните таблицу, обобщающую сведения о высших оксидах и гидроксидах химических элементов 3-го периода периодической системы Д. И. Менделеева.
1*. В соединении с каким еще, кроме кислорода, химическим элементом сера проявляет высшую валентность?
2Т. Электронное строение внешнего энергетического уровня атома серы a) 3s23p4; б) 2s22p4; в) 3s23p6; г) 2s22p6.
3. Почему в соединениях с кислородом сера проявляет положительные валентности и не проявляет отрицательной?
4*. В соединениях с какими элементами сера проявляет отрицательную валентность? Какова ее величина?
5. Оксид серы (VI) кислотный. Напишите уравнение реакции его с водой.
6. Какие вы знаете природные кислоты? Какие из них вы пробовали на вкус?
7. Сероводород в лаборатории получают действием соляной кислоты на сульфид железа (II). Напишите уравнение реакции.
8*. Что обозначает сокращение н.у.? Чему равен молярный объем газа при н.у. ?
9*. Каков объем сероводорода (н.у.), который получится при обработке 0,88 г сульфида железа (II) избытком соляной кислоты?
10Т*. В промышленности серную кислоту получают при реакции с водойа) оксида серы (IV); б) серы;в) оксида серы (VI); г) сульфата кальция.
11Т*. Объем (н.у.) оксида серы (IV), который можно получить при сжигании 1000 т серы, содержащей 4% посторонних веществ, составляета) 960 м3; б) 672 000 м3; в) 672 м3; г) 22 400 м3.
12Т*. Объем (н.у.) сернистого газа, полученного из 1,2 т пирита с выходом 75%, равена) 168 л; б) 168 м3; в) 336 м3; г) 336 л.
13*. Вычислите расход воздуха на окисление 1000 м3 (н.у.) SO2 в SO3.
14Т*. Объем (н.у.) оксида серы (IV), который можно получить при сжигании 1000 м3 сероводорода, содержащего 20% (по объему) посторонних газов, составляет а) 800 м3; б) 1000 м3; в) 800 л; г) 22,4 л.
15Т*. При сжигании 1 кг серы получили 630 л (н.у.) сернистого газа. Выход продукта составляет а) 60%; б) 75%; в) 80%; г) 90%.
16*. Укажите источники возможных потерь вещества при получении сернистого газа из серы.
17Т. Массовая доля серы в серной кислоте равна а) 16,33%; 6)32,65%; в) 39,02%; г) 98,00%.
18. Приведите пример химической реакции, идущей не до конца.
19*. Что значит: реакция идет не до конца? До какого конца?
20*. Как называются химические реакции, не идущие до конца?
1*. Почему медные троллейбусные провода черного цвета? Какого цвета медь?
2. Что образуется на поверхности железного изделия при его окислении на воздухе?
3. Что является продуктом окисления графита на воздухе?
4*. Алмаз воспламеняется при нагревании на воздухе до 770— 800 °С; графит начинает гореть при 580—680 °С; аморфный углерод в зависимости от степени измельчения загорается в сухом кислороде при 300—500 °С. Чем можно объяснить различную химическую актив
5. Что такое коррозионная стойкость материала?
6. Если нагреть в пробирке смесь двух черных порошков — угля и оксида меди (II), черный цвет смеси постепенно изменится на красноватый. Напишите уравнение происходящей при этом химической реакции.
7*. Почему при более высоких температурах в результате взаимодействия углерода с кислородом образуется СО, а при более низких — CO2? При взаимодействии с кислородом еще какого простого вещества наблюдается аналогичное явление?
8. Почему оксид углерода (II) обладает восстановительными свойствами?
9Т. Реакция оксида углерода (II) с кислородома) эндотермическая;б) экзотермическая;в) не сопровождается тепловым эффектом;г) не идет.
10Т. На рисунке 19.36 изображена модель кристаллической решеткиа) оксида углерода (II);б) оксида углерода (IV);в)кислорода;г) воды.
11Т. Для получения углекислого газа в лаборатории обычно используют реакцию:а) термического разложения карбоната кальция;б) карбоната кальция с соляной кислотой;в) горения метана СН4;г) горения спирта С2Н5ОН.
12*. Что такое фотосинтез?
13. Каково содержание углекислого газа в воздухе? (§4.7.)
14Т*. При пропускании 100 л воздуха (н.у.) в избыток известковой воды образовалось 0,2 г осадка. Содержание углекислого газа в данной порции воздуха составляет (по объему): а) 0,0448%; 6)0,003%; в) 0,448%; г) 0,03%.
15Т. Из следующих утверждений верно лишь то, что углекислый газ:а) окрашен; б) легче воздуха; в) имеет запах; г) содержится в атмосферном воздухе.
16. Почему для интенсификации роста растений воздух теплиц и парников обогащают углекислым газом?
17*. Какие названия используются в настоящее время для соединения CO2? (Их, по-видимому, не менее трех-четырех.)
18. Легче или тяжелее воздуха углекислый газ? Во сколько раз?
19*. Каковы запах и цвет углекислого газа? Откуда вы это знаете?
20. Где применяется «сухой лед»? Почему он называется сухим?
21*. Напишите уравнения двух реакций, в которых оксид углерода (IV) проявляет свойства кислотного оксида.
22. Какую реакцию — кислую, щелочную или нейтральную имеет водный раствор углекислого газа? Вы пробовали этот раствор на вкус?
23. Что такое карбонаты? гидрокарбонаты?
24. «Пекарский порошок» представляет собой карбонат аммония. Напишите уравнение реакции его разложения при нагревании. Какова его роль при хлебопечении?
25. Напишите уравнение реакции термического разложения гидрокарбоната натрия, основываясь на сокращенном ионном уравнении, приведенном в тексте параграфа.
26*. Какая кислота сильнее — угольная или уксусная? угольная или лимонная? Как это можно установить экспериментально?
27. Напишите полное и сокращенное ионные уравнения реакции карбоната натрия с хлоридом кальция. Объясните, почему идет эта реакция.
28. Что происходит при прокаливании карбоната кальция? Напишите уравнение реакции.
29. Как можно убедиться, что выдыхаемый человеком воздух содержит больше углекислого газа, чем атмосферный воздух? Опишите, а еще лучше проделайте соответствующий эксперимент.
30*. Укажите, какие вещества содержит минеральная вода «Нарзан», если она называется «углекислая гидрокарбонатно-сульфат-но-кальциево-магниево-натриевая ».
31*. Некоторые кислоты образуются в земной атмосфере в результате следующих процессов:а) С+ ... → CO2, CO2+... →...б)Cl2 + ... → HCl + O2. Составьте уравнения реакций. Где, в каких условиях эти реакции происходят? Сильные или слабые кислоты
32. Используя схему, напишите уравнения реакций 1—16.
1*. Что обозначают разновеликие стрелки в уравнении диссоциации воды?
2. Какова концентрация ионов Н+ в чистой воде? (Если не помните, посмотрите в §17.3.)
3. Присутствуют ли в кислых растворах гидроксид-ионы?
4. Кислым или щелочным является раствор:а) фосфата натрия; б) хлорида аммония;в) силиката натрия; г) сульфата меди?
5. Почему пахнет сероводородом раствор сульфида натрия?
6. Прибавьте каплю фенолфталеина к раствору жидкого стекла (канцелярский клей), который является водным раствором силиката натрия Na2SiO3. Что наблюдается? Что можно сказать о силе кремниевой кислоты?
7*. Зная, что растворы щелочей растворяют жиры, объясните применение соды (иногда жидкого стекла) как моющего средства.
8. Почему в таблице растворимости веществ в воде отсутствуют сведения, например, о силикате аммония, карбонате меди?
1. Как экспериментально доказать, что кремниевая кислота — это слабая кислота? (В поисках ответа вспомните о гидролизе солей.)
2. Чему равны значения т и п в общей формуле гидратных форм SiO2 для простейших формул H2SiO3 и H4SiO4?
3. Что такое выветривание горных пород? Физический или химический это процесс?
4*. Какая кислота сильнее — угольная или кремниевая? Как это доказать?
5*. Приготовили растворы карбоната и силиката натрия одинаковой молярной концентрации. Какой раствор будет иметь более щелочную (или кислую) реакцию?
6Т*. Сокращенное ионное уравнение реакции 2Н+ + SiO32-=H2SiO3↓ (4Н+ + SiO44- = H4SiO4↓) соответствует взаимодействию:а) серной кислоты с силикатом кальция:б) серной кислоты с силикатом натрия;в) угольной кислоты с силикатом кальция;г) угольной к
7. Приведите примеры изделий из стекла, в которых используются его свойства — легкость изготовления сложной формы, химическая стойкость, прозрачность, окраска, неэлектропроводность и др.).
8. Используя схему, напишите уравнения реакций 1—9.
1. Уравнение 2SO2 + O2 ↔ 2SO3 соответствует протеканию двух реакций. Укажите реакцию соединения и реакцию разложения.
2*. Что значит фраза: «Равновесие реакции смещено влево; вправо»?
3*. Повышение давления смещает равновесие окисления сернистого газа кислородом в сторону продукта. Почему же в промышленности эту реакцию проводят (при -400 °С) при атмосферном, а не повышенном давлении?
4. В какую сторону смещается равновесие в процессах 2Н2 + O2 ↔ 2Н2O + Q N2 + O2 ↔ 2NO - Q, проводимых при высоких температурах: а) при повышении давления; б) при повышении температуры?
5*. При образовании 1 моль оксида серы (IV) из простых веществ выделяется 297 кДж теплоты. Сколько выделится теплоты при сжигании 10 г серы?
6. В каком случае при сжигании 1 моль серы или при обжиге 1 моль пирита выделяется больше теплоты?
7*. Каков избыток кислорода (в процентах к теоретически необходимому) в смеси, используемой для получения оксида серы (VI) в промышленности?
8. Используя график на рисунке 19.2, определите температуру, при которой окисление SO2 в SO3 будет идти с выходом продукта 50%.
9Т*. Для смещения равновесия СН4 + 2Н2Ог ↔ СO2 + 4Н2 - 165 кДж в сторону исходных веществ необходимо:а) повышение давления; б) повышение температуры;в) добавление водяного пара; г) понижение давления.
10Т*. К смещению равновесия FeO + Н2 ↔ Fe + Н2Ог - 23 кДж в сторону образования продуктов (вправо) приводит: а) повышение давления; б) понижение давления;в) добавление водорода; г) понижение температуры.
11Т*. Для смещения химического равновесия СаОкр + CO2,г ↔СаCO3,кр + 178 кДж в сторону образования продукта необходимо: а) повышение давления; б) повышение температуры;в) добавление оксида кальция; г) понижение давления.
1. Какой процесс называется каталитическим?
2. Что такое катализ?
3. Напишите формулы диоксидов азота и серы. Какие соединения называются диоксидами?
4. Какова химическая формула углекислого газа? Является ли он диоксидом?
5*. Что такое материальный баланс процесса (реакции)?
6. Является ли оксид ванадия (V) высшим оксидом ванадия?
7. Какова степень превращения SO2 в SO3 на оксидно-ванадиевом катализаторе при температурах 1000, 700 и 400 °С (см. рис. 19.2)?
8*. Является ли оксид железа (III) высшим оксидом железа?
9. Укажите окислитель и восстановитель в реакции NO2 + SO2 = NO + SO3
1*. В двух одинаковых сосудах без надписей налиты равные объемы воды и концентрированной серной кислоты. Предложите простейший способ идентификации (определения) каждой жидкости.
2*. Почему нельзя приготовить насыщенный раствор серной кислоты в воде?
3*. Для получения каких газов используется серная кислота в аппарате Киппа?
4. В состав окалины на железных изделиях входит оксид железа (III). Напишите уравнение реакции, в результате которой этот оксид может быть удален с поверхности металла.
5. При приготовлении раствора фосфорной кислоты что к чему надо прибавлять — кислоту к воде или воду к кислоте?
6. При приготовлении раствора гидроксида натрия что к чему надо прибавлять — щелочь к воде или воду к щелочи?
7. Что такое гидраты?
8. Что такое кристаллогидраты?
9*. В не очень далекие времена иногда между стеклами в двойных оконных рамах на зиму ставили стаканчик с концентрированной серной кислотой, чтобы стекла не запотевали. Какова роль серной кислоты? Увеличивался или уменьшался к весне объем жидкости в стакан
10. Почему для осушки газов используется концентрированная, а не разбавленная серная кислота?
11*. Какой раствор называется концентрированным? разбавленным?
12*. Почему серная кислота диссоциирует по-разному на различных ступенях?
13. Кристаллогидраты сульфатов называются купоросами. Напишите формулы железного и цинкового купоросов, содержащих по 7 молекул воды.
14. Напишите сокращенные ионные уравнения реакций серной кислоты с гидроксидом кальция, хлоридом бария. В какой из этих реакций серная кислота проявляет общие свойства кислот? Какая из этих реакций может служить качественной реакцией на серную кислоту?
15. Приведите пример реакции серной кислоты с солью с образованием летучей кислоты.
16. В каких случаях серная кислота реагирует с солями других кислот? (Вспомните условия протекания реакций в растворах электролитов.)
17Т. Разбавленная серная кислота не реагирует с а) алюминием; б) серебром; в) железом; г) цинком.
18Т. С разбавленной серной кислотой могут реагировать оба вещества:а) медь и гидроксид меди (II);б) железо и гидроксид железа (III);в) углерод и оксид углерода (IV);г)сера и сероводород.
19Т. Суммы всех коэффициентов в молекулярном, полном и сокращенном ионных уравнениях реакции разбавленной серной кислоты с цинком соответственно равны: а) 5, 6, 4; б) 5, 7, 5; в) 4, 6, 4; г) 4, 7, 5.
20Т. Концентрированная серная кислота не реагирует с: а) цинком; б) карбонатом кальция;в) железом; г) оксидом меди (II).
21Т. При взаимодействии 0,5 моль серной кислоты с 0,5 моль гидроксида калия образуется:а) 1 моль сульфата калия; б) 1 моль гидросульфата калия;в) 0,5 моль сульфата калия; г) 0,5 моль гидросульфата калия.
22Т. Объем водорода (н.у.), выделившегося при взаимодействии 13 г цинка с разбавленной серной кислотой, равен: а) 11,2 л; б) 4,48 л; в) 13,0 л; г) 22,4 л.
23Т. Масса FeS2, требующегося для получения 245 000 т серной кислоты, равна:а) 120 000 т; б) 300 000 т; в) 245 000 т; г) 150 000 т.
24Т*. Исходя из 120 г FeS2 получили 147 г серной кислоты. Выход продукта составляет:а) 75%; б)89%; в) 90%; г) 95%.
25. Поясните рисунок 19.8 уравнениями химических реакций, приводящих к выпадению кислотных осадков.
1. В тексте сказано, что «азот — непременная составная часть живых организмов». О простом веществе или о химическом элементе азоте идет речь?
2Т. Электронная формула атома азота: a) 1s22s22p3; б) 1s22s22p63s23p3;в) 1s22s22p5; г) 1s22s22p63s23p5.
3Т. Электронная формула внешнего энергетического уровня атома азота: a) 2s22p3; б) 2s22p5; в) 3s23р3; г) 3s23p5.
4. Вспомните (или посмотрите в §4.7) состав воздуха и ответьте на вопрос, какие составные части воздуха используются зелеными растениями.
5. Плотность азота или воздуха больше? Во сколько раз?
6. Каковы цвет и запах азота?
7. Хорошо ли азот растворяется в воде?
8*. Что такое танталовы муки? В чьей басне сказано: «Видит око, да зуб неймет»?
9*. На корнях каких растений живут бактерии, усваивающие азот из воздуха?
10. Напишите уравнение реакции азота с литием. Укажите окислитель и восстановитель.
11. Какова валентность азота в его соединении с водородом? Напишите формулу аммиака.
12Т*. Азот проявляет восстановительные свойства в процессе a) N2 + O2 = 2NO; б) N2 + 3Н2 = 2NH3;в) N2 + 3Mg = Mg3N2; г) N2 + 6Li = 2Li3N.
13*. Постройте энергетическую диаграмму молекулы СО. Почему эта молекула очень прочна?
14*. Как изменяется прочность химической связи в молекуле в ряду: B2 — C2 — N2 — O2 — F2?
15*. Как получают азот из воздуха? Почему азот кипит при более низкой температуре, чем кислород?
1. Что обозначает слово синтез?
2. Во сколько раз уменьшается (или увеличивается) объем реакционной смеси при синтезе аммиака?
3. Почему установки высокого давления (в том числе для синтеза аммиака) дороже, чем низкого давления?
4. Какая кривая (см. рис. 19.12) соответствует давлению: а) наименьшему; б) наибольшему?
5Т. Аммиак при нормальных условиях — это:а) бесцветный газ без запаха;б) остро пахнущий газ бурого цвета;в) бесцветная жидкость;г) бесцветный остро пахнущий газ.
6Т. Промышленному способу получения аммиака соответствует реакция:а) NH4OH →t°→ NH3↑ + Н2O;б) NH4Cl →t°→ NH3↑ + HCl↑;в) N2 + 3Н2 ↔ 2NH3;г) NH4Cl + NaOH →t°→ NH3↑ + Н2O + NaCl.
7*. Какой объем воздуха (н.у.) должен быть израсходован для производства 1000 т аммиака, если считать, что потери азота не превышают 5% ?
8*. Какой объем водорода (н.у.) ежегодно расходуется при получении аммиака в установке синтеза мощностью 400 000 т NH3 в год, если считать, что выход аммиака в расчете на использованный водород составляет 90% ?
9*. Почему в реакции окисления сернистого газа применялся избыток одного из реагентов (какого?), а в синтезе аммиака относительные количества исходных веществ соответствуют уравнению реакции?
10. В четырех пробирках без надписей налиты водные растворы хлорида, сульфата и нитрата натрия и хлорида аммония. Как идентифицировать* эти растворы с помощью качественных реакций?
11*. Напишите сокращенное ионное уравнение реакций аммиака с серной и азотной кислотами.
12. Зачем необходимо нагревание смеси соли аммония и гашеной извести в реакции получения аммиака?
13*. Какой объем (н.у.) аммиака можно получить, нагревая смесь 20 г хлорида аммония с 20 г гидроксида кальция?
14Т. При растворении аммиака в воде реакция раствора становится:а) слабо кислой; б) нейтральной;в) кислой; г) щелочной.
15. Определите окислитель и восстановитель в реакции: NH3 + CuO →t°→ Cu + Н2O + N2 (расставьте коэффициенты)
1T. Сумма всех коэффициентов в уравнении реакции горения аммиака в кислороде равнаа) 19; б) 15; в) 8; г) 4.
2. Чему равна относительная атомная масса а) платины; б) родия?
3Т. Сумма всех коэффициентов в уравнении реакции каталитического окисления аммиака кислородом равнаа) 19; б) 15; в) 8; г) 4.
4. На рисунке 19.10 одна из диаграмм соответствует молекуле-радикалу. Какая это молекула?
5*. Не рисуя электронного строения молекулы оксида азота (IV), докажите, что в ней имеется по крайней мере одна МО с одним электроном.
6. Почему во время грозы почва обогащается азотом?
7*. Почему азот атмосферы не загорается при разряде молнии? Возможно ли существование водородно-кислородной атмосферы? Почему?
8. Напишите уравнения реакций для следующей цепочки превращений: NH4Cl → NH3 → NO → NO2
9. Напишите уравнения реакций для следующей цепочки превращений: N2 → NH3 → NH4Cl
1. Определите валентность серы в H2SO4, фосфора в Н3PO4, хлора в НСlO4 и HCl.
2. Что вы можете сказать о растворимости в воде солей азотной кислоты? (Посмотрите таблицу растворимости веществ в воде.)
3Т. В основе промышленного производства азотной кислоты лежит цепь превращений:а) N2 → NH3 → NH4Cl → HNO3;б) NH3 → NO → NO2 → HNO3;в) NaNO3 → HNO3;г) NH3 → NH4Cl → NH4NO3 → HNO3.
4T. В промышленности азотную кислоту получают по реакции:а) 2NaNO3.кp + H2SO4,конц=t°= Na2SO4 + 2HNO3↑;б) Ba(NO3)2 + H2SO4 = BaSO4↓ + 2HNO3;в) 4NO2 + O2 + 2H2O = 4HNO3; r) N2O5 + H2O = 2HNO3.
5T. В лаборатории азотную кислоту получают по реакции:а) 2NaNO3,кр + H2SO4,конц =t°= Na2SO4 + 2HNO3↑;б) Ba(NO3)2 + H2SO4 = BaSO4↓ + 2HNO3;в) 4NO2 + O2 + 2H2O = 4HNO3; r) N2O5 + H2O = 2HNO3.
6. В каких реакциях из предыдущего задания получается азотная кислота? (Чувствуете разницу в вопросе по сравнению с заданиями 4Т и 5Т?)
7. Прокомментируйте условия лабораторного получения азотной кислоты из нитратов.
8. Вспомните лабораторный способ получения хлороводорода. На чем он основан? В каких условиях осуществляется?
9. Некоторые кислоты образуются в земной атмосфере в результате следующих процессов:а) N2 + ...→ NO, NO + O2 → NO2, NO2 + O2 + H2O → HNO3;б) S + ... → SO2, SO2 + O2 + H2O → H2SO4.Составьте уравнения реакций. Где и в каких условиях
10. Можно ли приготовить насыщенный раствор азотной кислоты в воде? Почему?
11. Почему растворы концентрированной азотной кислоты могут иметь желтую окраску?
12Т. Сумма коэффициентов в уравнении реакции Mg + HNO3 → ... + N2 + Н2O равна:а) 13; 6)20; в) 22; г) 29.
13Т. Сумма коэффициентов в уравнении реакции Са + HNO3,разб →... + NH4NO3 + Н2O равна:а) 13; 6)20; в) 22; г) 29.
14Т. Сумма коэффициентов в уравнении реакции Cu + HNO3,разб → ... + NO + Н2O равна:а) 13; 6)20; в) 22; г) 29.
15*. Гидрокарбонат аммония используется при выпечке кондитерских изделий. Рассчитайте, какой объем (н.у.) газов (аммиака и углекислого газа) образуется в результате термического разложения этой соли, если в тесто внесено 50 г NH4HCO3.
16. На рисунке 19.23 показана схема установки для проведения лабораторного опыта. Напишите уравнения реакций, происходящих в трубке 2 и склянке 3. Что происходит в склянке 1? Дайте название опыта.
17. Используя схему, напишите уравнения реакций (1—13). Объясните окислительно-восстановительные процессы, обозначенные звездочкой.
1*. Приведите примеры соединений азота и фосфора одинаковой «формы».
2*. Почему атом фосфора больше атома азота? От чего зависит размер атома?
3*. Почему при обычных условиях сера, в отличие от газообразного кислорода, является твердым веществом?
4. Почему температуры плавления и кипения галогенов повышаются с увеличением их атомного номера?
5*. Чем можно объяснить сравнительно большое отличие физических и химических свойств кислорода и серы, являющихся соседями в одной группе периодической системы?
6*. Сколько видов АО имеется на 4-м энергетическом уровне? на 5-м? на 100-м?
7. Что является более сильным окислителем — N2O5 или Р2O5? Р2O5 или Sb2O5? Ответ поясните.
8. Какое соединение более устойчиво (менее реакционноспособно) — NH3 или РН3? РН3 или SbH3? Ответ мотивируйте.
9*. Какое соединение является более сильным восстановителем — NH3 или РН3? РН3 или SbH3? Ответ мотивируйте.
10*. Что является более сильным окислителем — Cl2O7 или Br2O7? Ответ поясните.
11. Какое соединение более устойчиво (менее реакционноспособно) — Н2O или H2S? Ответ мотивируйте.
12*. Какое соединение является более сильным восстановителем — H2S или H2Se? H2Se или Н2Те? Ответ мотивируйте.
13*. Чему равна валентность кислорода в O2? азота в N2? (Прежде чем отвечать на вопрос, вспомните определение валентности, данное в §3.1 и разъясненное в §18.2.)
14. Что такое аллотропия? (Для забывших — см. §4.5.)
15. Какую валентность имеет фосфор в оксиде, получающемся при окислении белого фосфора? при горении красного?
16*. Из каких молекул состоят кристаллы белого фосфора? красного фосфора?
17. Почему диссоциация многоосновных кислот наибольшая на первой и наименьшая на последней ступенях?
18*. Во сколько раз степень диссоциации фосфорной кислоты по первой ступени больше, чем по второй? по второй, чем по третьей?
19. Напишите уравнение реакции фосфата натрия с соляной кислотой и объясните возможность ее осуществления.
20. Напишите уравнения реакций, по которым фосфорная кислота получается в промышленных масштабах.
21. Назовите, используя химические названия, вещества, применяемые как фосфорные удобрения (см. рис. 19.27).
22. Среди удобрений, приведенных на рисунке 19.27, имеются комплексные, т.е. содержащие больше одного питательного элемента. О каких удобрениях идет речь?
23*. Какова масса фосфора в вашем теле?
24. Используя схему, напишите уравнения реакций 1—9. Объясните окислительно-восстановительный процесс, обозначенный звездочкой.
1. Что такое структурная формула?
2. Является ли углеводородом угольная кислота?
3. Формула этана. Изобразите максимальное число его производных по аналогии с приведенными в тексте параграфа производными метана.
4. Выберите органические вещества среди следующих соединений: щавелевая кислота Н2С2O4, муравьиная кислота НСООН, угольная кислота, уксусная кислота CH3COOH, серная кислота, глюкоза С6Н12O6, сахароза (сахар) С12Н22О11, аммиак, этанол (винный спирт) С2Н5ОН
5. Выберите органические вещества среди следующих соединений: оксид углерода (II), оксид углерода (IV), сероуглерод CS2, карбид алюминия Аl4С3, карбид бериллия Ве2С, хлороформ, метанол, тетрахлорметан, метиламин, мочевина, карбонат натрия, гидрокарбонат н
6*. Из каких веществ — органических или неорганических образуются органические вещества в растениях? в организмах животных?
7*. Органическими или неорганическими веществами или теми и другими являются продукты питания человека? Приведите конкретные примеры.
8*. Органическими или неорганическими соединениями или теми и другими являются вещества, используемые человеком в качестве материалов? Приведите конкретные примеры.
9*. В чем трудность классификации веществ на органические и неорганические? Трудность для кого?
1. Что такое функциональная группа?
2. Какое вещество называется спиртом?
3. Изобразите структурные формулы второго и третьего членов гомологического ряда метанола — этанола и пропанола.
4. Какая функциональная группа определяет принадлежность данного соединения к спиртам?
5*. Среди следующих соединений, содержащих гидроксильные группы, укажите формулу спирта и объясните ваш выбор: С2Н5ОН, NaOH, H2SO4.
6. Какой объем углекислого газа (н.у.) образуется при сжигании 100 г этанола?
7. Какие реакции называются реакциями дегидратации? Напишите уравнение реакции дегидратации гидроксида меди (II).
8. Используя структурные формулы, напишите уравнение реакции образования метилэтилового эфира.
9. Напишите уравнение реакции горения диэтилового эфира.
10. Что такое простой эфир?
11. Какие органические вещества называются кислотами?
12. Назовите пару веществ, содержащих гидроксильные группы, но принадлежащие к разным классам химических соединений (например, кислотам и основаниям).
13. Напишите уравнение реакции уксусной кислоты с карбонатом кальция. Сделайте вывод об относительной силе уксусной и угольной кислот.
14. Что такое сложный эфир?
15. Классифицируйте следующие производные углеводородов: Данные впишите в таблицу.
1. Изобразите структурную формулу простейшего двухатомного спирта — этиленгликоля.
2*. Стеариновая кислота (одна из предельных жирных кислот) имеет молекулярную массу Мr = 284. Напишите ее формулу.
3. Олеиновая кислота (одна из непредельных жирных кислот с двойной связью) имеет молекулярную массу Мr = 282. Напишите ее формулу.
4. Что более калорийно — условное топливо (его теплота сгорания 29 300 кДж/кг) или жир?
5. На какие процессы расходуется энергия в организме: а) животного; б) человека; в) растения?
5/6. Какие органические кислоты называются аминокислотами?
6/7. Напишите структурную формулу аминокислоты: а) лизина;б) фенилаланина; в) триптофана.
8. Используя данные таблицы 20.2, составьте схему реакции совместной дегидратации двух молекул аминокислот.
7/9. Можно ли назвать белки природными полимерами?
8/10. Какое количество теплоты выделится при полном окислении 1 г глюкозы?
9/11. Какого цвета хлорофилл?
10/12. Что является качественной реакцией на крахмал?
11/13. При полном окислении глюкозы массой 50 г выделилось 782 кДж теплоты. Вычислите тепловой эффект этой реакции.
14. Назовите хотя бы одну страну, в которой производится: а) свекловичный сахар; б) тростниковый сахар.
1. Почему атом кремния больше, чем атом углерода?
2*. Рассмотрите рисунок 13.2 (в учебнике 8 класса). Атом какого элемента из приведенных самый большой? самый маленький?
3. Какой химический элемент обладает самым маленьким атомом? самым большим?
4. Нарисуйте электронное строение и структурные формулы молекул Н2, Na2, О2, N2.
5*. Какая из молекул, приведенных в предыдущем задании, самая прочная? самая непрочная? Что значит «прочность молекулы»?
6*. Что такое аллотропные модификации элемента? Сколько модификаций имеет углерод?
7*. Что такое одинарная, двойная, тройная... кратная связь? Какая из них самая прочная? Почему?
8*. Могут ли атомы водорода образовать цепочечную, сетчатую или каркасную молекулярную структуру? А атомы хлора?
9. Ответьте на тот же вопрос, что и в предыдущем задании, по отношению к фосфору, кремнию, бору.
10. Почему алмаз самое прочное простое вещество? Можно ли в принципе получить более прочное вещество из атомов другого элемента?
11. Метан СН4 (если его не поджигать) вполне устойчив по отношению к воздуху. А его аналог силан SiH4 при соприкосновении с воздухом легко воспламеняется. Напишите уравнения реакций горения метана и силана. Объясните различие в свойствах этих веществ с то
12*. Что такое прочность химической связи? В каких единицах ее измеряют?
13. Вот аналогичные соединения углерода и кремния: Напишите их формулы и уравнения реакций горения. Сравните прочность их молекул и реакционноспособность.
14*. Какое вещество более ядовито — метан или силан? На основе чего вы можете сделать заключение?
1. По аналогии с рисунком 20.2 нарисуйте пространственное строение молекулы этана. Еще лучше (для вас), если вы сделаете модель этой молекулы.
2. Каковы углы между связями ∠ НСН и ∠НСС в молекуле этана? Сравните их с углом между связями в молекуле метана.
3. Нарисуйте пространственное строение молекулы пропана (лучше сделайте модель).
4. Каковы углы между связями ∠ НСН, ∠ НСС и ∠ ССС в молекуле пропана? Сравните их с углами между связями в молекулах метана и этана.
5*. Является ли молекула пропана линейной в отношении углеродной цепи?
6. Продолжите гомологический ряд метана, нарисовав структурные формулы следующих трех членов ряда — бутана, пентана и гексана.
7*. Сколько членов в гомологическом ряду метана? Ответив на этот вопрос, вы не будете удивляться большому числу (какому?) известных органических соединений. Возможно, оно покажется вам теперь не очень большим.
8. Молекулы двух спиртов-гомологов имеют следующее строение: Изобразите формулы двух следующих членов гомологического ряда.
9. Назовите соединения СН3ОН, С2Н5ОН, С3Н7ОН.
10. Какие вещества называются спиртами?
1. Что такое гомологический ряд?
2. Какие углеводороды называются алканами?
3. Если от молекулы метана отнимается один атом водорода, то получается метил. Назовите группу: а) С2Н5, происходящую от этана; б) С3Н7, происходящую от пропана.
4. Как называются углеводороды, имеющие общую формулу СnН2n+2? При затруднении обратитесь к заданию 2.
5. Напишите химические формулы гексана и гептана.
6. Пронумеруйте атомы углерода в самой длинной цепи молекулы изооктана:
7. Сколько атомов водорода присоединено к первичному, вторичному, третичному и четвертичному атомам углерода?
8. Ниже нарисованы формулы изомеров пентана.Какие из них отличаются между собой только на бумаге? Сколько изомеров имеет пентан?
9. У пропана изомеров нет. А у пропанола есть. Нарисуйте. Какой из этих спиртов является первичным и какой вторичным?
1
1*. В изложенном выше тексте было упомянуто пять гомологических рядов. Назовите их, укажите «родоначальников» — первые члены каждого ряда.
2 или 4. Пропан изомеров не имеет (проверьте!). А у пропилена есть один изомер. Нарисуйте его формулу. Является ли он гомологом пропилена?
2
3/5. Какие углеводороды называются алкенами?
4/6. Какие углеводороды называются алкинами?
5/7. Какие углеводороды называются аренами?
6/8. Толуол — второй член гомологического ряда бензола (аренов). Нарисуйте его структурную формулу.
7/9. Из каких звеньев состоит цепь полиэтилена?
8/10. Какова молекулярная масса полиэтилена? А молярная?
9/11. Что такое реакция полимеризации?
10/12. Какие углеводороды называются предельными?
11/13. Предельным или непредельным углеводородом является полиэтилен?
12/14. Составьте схему полимеризации пропилена с получением полипропилена.
13/15. Составьте схему полимеризации винилхлорида СН2=СНСl в поливинилхлорид, сокращенно ПВХ, — самого многотоннажного в настоящее время пластика.
1. Какие углеводороды природного газа имеют изомеры?
2. Какой из этих углеводородов (о которых идет речь в предыдущем задании) кипит при самой низкой температуре? при самой высокой? Почему?
3. В главе 16 найдите таблицу 16.1, содержащую температуры кипения и плавления углеводородов метанового ряда. Какие из них не могут содержаться в природном газе? в нефти?
4. Почему летучи низкомолекулярные вещества и нелетучи высокомолекулярные? Что вы понимаете под термином «летучесть»?
1. Что такое теплота сгорания топлива? Сформулируйте определение.
2. В качестве одного из ракетных топлив применяется гидразин N2H4. Вычислите его теплоту сгорания, если термохимическое уравнение реакции его горения записывается так: N2H4 + O2 = N2 + 2Н2O + 534 кДж
3. Напишите термохимическое уравнение горения метана.
4. Напишите термохимическое уравнение горения пропана.
5*. Теплоты сгорания углеводородов (в расчете на единицу массы) различаются несущественно (табл. 20.1). Почему же столь сильно различаются значения теплотворной способности различных топлив (см. рис. 20.5)?
5/6. В таблице 20.1 упомянут изооктан. Какова его формула? Почему его теплота сгорания отличается от таковой для октана?
6/7*. На основании теплот сгорания октана и изооктана сделайте вывод об относительной прочности их молекул и соответственно реакционноспособности. Чем можно объяснить различия?
8. В чем преимущество жидкого топлива перед твердым? газообразным?
9. В чем преимущество газообразного топлива перед твердым? жидким?
10. Если, как можно судить по предыдущим заданиям, у твердого топлива нет никаких преимуществ, то почему все же оно применяется?
11. Является ли водород экологически чистым топливом при условии его сжигания в воздухе? Какие еще продукты, кроме воды, при этом образуются?
12*. На основе термохимического уравнения 2СО + O2 = 2CO2 + 566 кДж рассчитайте долю неиспользуемой энергии в результате неполного сгорания бензина в двигателе внутреннего сгорания. Теплота сгорания бензина составляет около 50000 кДж/кг (в соответствии с
13*. Мощная тепловая электростанция мощностью 1 млн кВт потребляет ежегодно от 2 до 5 млн т угля (в зависимости от его сортности). Сколько железнодорожных эшелонов в сутки принимает такая электростанция?
14*. Какое количество оксида серы (IV) выбрасывают в сутки дымовые трубы работающей на буром угле тепловой электростанции мощностью 1 млн кВт?
15*. Одной чайной ложки дизельного топлива достаточно, чтобы тепловоз смог перевезти 1 т груза на расстояние 1,5 км. Какая работа при этом совершается? (Теплота сгорания дизельного топлива такая же, как у других углеводородов (табл. 20.1). Чайная ложка со
1. Что такое нефть?
2. Если считать, что одна железнодорожная цистерна вмещает 60 т нефти, а в поезде 50 цистерн, то сколько понадобится поездов для перевозки добываемой ежегодно нефти?
3. Сколько продуктов и материалов, производимых в результате переработки нефти, упомянуто в этом параграфе?
3
4. К какому гомологическому ряду принадлежат ксилолы? Какие углеводороды этого ряда им предшествуют?
6*. Что такое температура кипения вещества? Как она зависит от внешнего давления?
7*. Какое вещество будет продуктом крекинга, если его провести при 10 000 °С (температура, недостижимая в земных условиях, кроме как при взрывах ядерных зарядов. Кстати, а какова температура поверхности нашего Солнца?)?
8. Чем декан отличается от децена? Нарисуйте их структурные формулы, учитывая, что их углеродные цепи неразветвленные.
9*. Сколько изомеров нормального (т.е. неразветвленного) строения имеет декан? А децен?
10. В состав какой нефтяной фракции входит декан?
11. Напишите уравнение реакции крекинга докозана С22Н46, учитывая, что разрыв углеродной цепи, как правило, происходит в ее середине. Нарисуйте структурные формулы продуктов.
12. Напишите уравнение реакции крекинга трикозана С23Н48, учитывая, что разрыв углеродной цепи, как правило, происходит в ее середине. Нарисуйте структурные формулы продуктов. Здесь, в отличие от предыдущей задачи, возможны два варианта.
13. Какие углеводороды — предельные или непредельные — получаются при крекинге нефти?
14. Укажите температуры кипения пропана С3Н8, пентана C5H12, гептана С7Н16 и нонана С9Н20 среди следующих: 98, 151, 36, -42 °С.
15. Укажите температуры плавления этана С2Н6, бутана С4Н8, гексана С6Н14 и октана C8H18 среди следующих: -138, -95, -57, -183 °С.
1. Парафин получают из нефти. Из какой ее фракции?
2*. Видели ли вы сами реакции с участием предельных углеводородов? Если нет, зажгите газовую горелку или свечку и посмотрите. Напишите уравнения реакций горения самого легкого и самого тяжелого углеводорода, входящего в состав парафина.
3*. Тепловой эффект какой реакции горения из предыдущего задания больше?
4. Каковы продукты термического распада предельного углеводорода гексадекана, содержащего 16 атомов углерода? Изобразите структурные формулы продуктов.
5*. Вычислите объем метана, необходимого для получения водорода, который расходуется на производство 1 млн т аммиака.
1. Что такое реакция замещения?
2*. Какова формула медного купороса?
3. В тексте параграфа приведены три сокращенных ионных уравнения окислительно-восстановительных реакций. Для одного из них имеется уравнение в молекулярном виде. Составьте молекулярные уравнения для остальных двух реакций.
4*. Почему при взаимодействии металлов с водой при высокой температуре образуются их оксиды, а не гидроксиды?
5*. Укажите принципы раскраски ряда активности металлов на первом форзаце учебника (он помещен под таблицей Д. И. Менделеева).
6. Постройте экспериментально ряд активности для имеющихся в вашем распоряжении металлов (Zn, Cu, Fe, Sn, Pb, Al...).
7. Почему нельзя воспользоваться натрием для вытеснения железа из хлорида железа (II) в его водном растворе? Что наблюдается при соприкосновении натрия с водой?
8Т. С водой наиболее энергично реагирует:а) алюминий; б) кальций; в) золото; г) натрий.
9. Исходя из положения химического элемента в периодической системе Д. И. Менделеева, укажите, какой металл в ряду активности должен стоять левее: a) Na или К; б) Be или Mg; в) Na или Mg; г) Mg или Al; д) Fe или Со. Ответ сверьте с рядом активности.
10*. Боксит (минерал, состоящий практически из оксида алюминия и служащий сырьем в производстве алюминия) в качестве примесей содержит обычно оксид железа (III). Очистку производят путем обработки боксита щелочью и последующей нейтрализации раствора солян
11. Используя схему, напишите уравнения реакций 1—8. Объясните окислительно-восстановительные процессы, обозначенные звездочкой.
1T. Металлы при взаимодействии с неметаллами выступают как:а) окислители;б) восстановители;в) окислители и восстановители;г) не участвуют в окислительно-восстановительных реакциях.
2Т. В группе щелочных металлов при движении по группе сверху вниз их металлическая активность а) усиливается; б) ослабевает;в) изменяется периодически; г) не изменяется.
3*. Назовите благородный металл из числа не упоминавшихся в тексте параграфа.
4*. Назовите по крайней мере два металла, которые не могут быть конструкционными материалами. Почему?
5. Перечислите способы защиты металлов от коррозии.
6. Какие металлы используются как покрытия для защиты железных (стальных) изделий от коррозии?
7. Приведите три примера металлических изделий и укажите, какое именно металлическое свойство в них используется.
8. В какой группе периодической системы находятся самые коррозионно нестойкие металлы?
9*. В какой (каких) группе (группах) периодической системы находятся самые коррозионно стойкие металлы?
10.
1. Сколько валентных электронов содержится в атоме алюминия?
2. Какую валентность проявляет алюминий в своих соединениях?
3. Почему алюминий, будучи одним из активных металлов, практически не корродирует на воздухе?
4. Назовите какие-либо строительные конструкции из алюминия.
5*. Что такое абразивные материалы? Назовите хотя бы один из таких материалов, кроме корунда.
6*. Напишите уравнения трех реакций, в которых получается хлорид алюминия.
7*. Напишите уравнения реакций гидролиза сульфата и хлорида алюминия.
8. Каков цвет метилоранжа в водном растворе хлорида алюминия?
9*. Зачем окрашивают Al2О3 при использовании его в технике, например в часах?
10. Напишите ионные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующую цепочку превращений: Аl → Al2(SO4)3 → Al(ОН)3 → Al2O3 → NaAlO2
11*. Вычислите количество (массу) алюминия, необходимого для получения 1 т хрома из оксида хрома (III) алюминотермическим способом.
12*. Вычислите количество (массу) магния, необходимого для получения 1 т титана из оксида титана (IV) магниетермическим способом.
13*. В двух пробирках к одинаковым объемам растворов соляной кислоты одинаковой концентрации прибавили в одном случае цинк, в другом — алюминий. Оба металла взяты в избытке. Напишите уравнения протекающих реакций. В каком случае выделится больше водорода?
14Т. Химическая реакция наблюдаться не будет при действии на алюминий водного раствораа) гидроксида натрия; б) азотной кислоты (конц.);в) хлорида меди (II); г) соляной кислоты.
15. Используя схему, напишите уравнения реакций 1—9.
1. Сколько валентных электронов содержится в атоме кальция?
2. Какую валентность проявляет кальций в своих соединениях?
3Т. Сумма коэффициентов в уравнении реакции кальция с водой:а) 3; б) 5; в) 7; г) 9.
4. Напишите уравнения трех реакций кальция с неметаллами по вашему выбору.
5. Учитывая положение бария в периодической системе, напишите уравнения его реакций с кислородом, водородом, хлором и водой.
6. Экзо- или эндотермична реакция термического разложения карбоната кальция?
7*. Требуется ли затрата энергии на производство негашеной извести?
8. Экзо- или эндотермична реакция гашения извести?
9. Как доказать, что раствор гидроксида кальция — это раствор щелочи?
10*. В чем принципиальное отличие процессов «схватывания», происходящих при отвердении извести и гипса (а также цемента)?
11*. При затвердевании гипсовой повязки она теплеет. Почему?
12. Откуда и как углекислый газ попадает в дождевую воду?
13. Какова формула угольной кислоты? Почему в тексте параграфа она записана в виде формул двух веществ?
14*. Что такое известняк, негашеная известь, гашеная известь, известковая вода? Может, вы знаете, что такое известковое молоко?
15. При приготовлении бордоской жидкости, служащей для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений, к раствору медного купороса добавляют гашеную известь. Напишите уравнение происходящей при этом реакции.
16Т. При прибавлении поташа К2CO3 к раствору хлорида кальция идет химическая реакция, так как:а) раствор поташа из-за гидролиза имеет щелочную реакцию;б) образуется нерастворимое соединение;в) образуется малодиссоциированное соединение;г) образуется и выд
17Т. Сокращенное ионное уравнение реакции между карбонатом кальция и соляной кислотой:а) СО32- + 2Н+ = Н2CO3;б) CO32- + 2Н+ = Н2O + CO2↑;в) Са2+ + СО32- + HCl = Са2+ + 2Cl- + Н2O + CO2↑;г) СаСO3 + 2Н+ = Са2+ + Н2O + CO2↑.
18Т. В состав солей, определяющих временную жесткость воды, входит: a) Ca(HCO3)2; б)CaSO4; в)NaCl; r)NaHCO3.
19Т. В состав солей, определяющих постоянную жесткость воды, входит:а)Са(НCO3)2; б)CaSO4; в) NaCl; r)NaHCO3.
20*. Почему для умягчения воды последовательно применяют гашеную известь и затем соду? Ведь можно, видимо, воспользоваться только последней?
21. Используя схему, напишите уравнения реакций 1—13.
1*. Постройте энергетические диаграммы и напишите электронные формулы для атомов ванадия, марганца и никеля.
2. Сколько элементов содержится в 1, 2, 3, 4, 5-м периодах? Чем определяется это число?
3. Сравните электронное строение атомов хлора и марганца, серы и хрома. Что у них общего, что заставляет помещать их в группы с одинаковыми номерами?
4*. Сколько валентных электронов имеют атомы железа, кобальта, никеля?
1*. Напишите формулы гидроксидов хрома и классифицируйте их по кислотно-основному признаку.
2. Напишите уравнения реакций, иллюстрирующих:а) основный характер оксида хрома (II);б) амфотерный характер оксида хрома (III);в) кислотный характер оксида хрома (VI).
3. Классифицируйте следующие оксиды по кислотно-основным свойствам: TiO, TiO2, VO, V2O5, FeO, Fe2O3, Cu2O, CuO, ZnO, ReO3, WO3, Ta2O5, OsO4.
4*. Какой металл имеет более высокую температуру плавления — ванадий или титан? железо или кобальт? На каком основании вы делаете заключение?
1. Что такое ферромагнетизм? Каково происхождение этого названия?
2*. При какой температуре нагретое тело начинает светиться? Какого цвета тело при температуре ~900 °С? А при 6000 С? Видели ли вы тело при такой температуре?
3*. Алюминий более распространен в земной коре, чем железо. Почему он дороже?
4*. Напишите электронную формулу и постройте энергетическую диаграмму для атома железа. Какие валентности может проявлять железо?
5. Напишите ионное уравнение реакции, соответствующее схеме: Fe + ? + ? = Fe2+ + ? + ?
6. Напишите уравнение реакции, подтверждающей основный характер оксида железа (II).
7. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:а) Fe2O3 → FeCl3 → Fe(OH)3 → Fe2O3 → Feб) Fe(OH)2 → Fe(OH)3 → Fe(NO3)3
8. Какую окраску приобретет раствор хлорида железа (II) при прибавлении к нему метилового оранжевого? Напишите уравнение реакции гидролиза.
9*. Как называются соли железной кислоты, например Na2FeO4?
10*. Что такое железная окалина? Каково происхождение названия?
11. Что такое ржавчина? Какого она цвета?
12. Перечислите способы защиты железных изделий от коррозии.
13. Используя схему, напишите уравнения реакций 1—13.
1*. Вычислите массовую долю (в процентах) химического элемента железа в земной коре, если в пересчете на оксиды оно составляет 2,4% Fe2O3 и 4,6% FeO.
2*. Вычислите процентное содержание химического элемента алюминия в земной коре, если в пересчете на оксид оно составляет ~15% Al2O3.
3*. Каков цвет оксида железа (III)?
4*. Что может служить доказательством того, что магнетит — химическое соединение, а не смесь оксидов железа (II) и (III)? (Формулу магнетита часто записывают именно как смесь оксидов: FeO⋅Fe2O3.)
5*. Что такое кокс? Почему в доменном процессе не может быть использован обыкновенный уголь? (Прежде чем отвечать на эти вопросы, загляните в §20.6.)
6. Что представляет собой доменный шлак (с химической точки зрения)?
7. Какова температура плавления железа? (§21.7.)
8*. Почему подаваемый в домну воздух или подогревают, или обогащают кислородом? Почему «или», а не «и»?
9*. Сырьем для производства стали служит чугун. Почему мировое производство стали значительно, чуть ли не в два раза, превышает производство чугуна?
Опыт № 1. Исследование веществ на электрическую проводимость
Опыт № 2. Изучение движения ионов в электрическом поле
Опыт № 3. Проведение реакции обмена в растворах электролитов
Опыт № 4. Ознакомление с образцами серы и ее природными соединениями
Опыт № 5. Распознавание сульфатов
Опыт № 6. Взаимодействие солей аммония со щелочами
Опыт № 7. Ознакомление с азотными удобрениями
Опыт № 8. Ознакомление с фосфорными удобрениями
Опыт № 9. Ознакомление со свойствами карбонатов и гидрокарбонатов
Опыт № 10. Ознакомление с природными силикатами
Опыт № 11. Ознакомление с видами стекла
Опыт № 11/12. Изготовление моделей молекул органических соединений
Опыт № 13. Перегонка нефти
Опыт № 12/14. Нефть и продукты ее переработки
Опыт 14 Ознакомление с физическими свойствами металлов
Опыт № 15. Ознакомление с металлами
Опыт 15 Ознакомление с алюминием и его сплавами
Опыт № 16. Ознакомление со сплавами металлов
Опыт № 17. Изучение взаимодействия металлов с растворами солей
Опыт № 17/18. Изучение химических свойств алюминия
Опыт № 18/19. Изучение амфотерных свойств гидроксида алюминия.
Опыт № 20. Ознакомление с алюминием и его сплавами
Опыт № 21. Ознакомление с природными соединениями кальция
Опыт № 22. Ознакомление с чугуном и сталью
Практическое занятие № 1. Решение экспериментальных задач по теме «Реакции в растворах электролитов»
Практическое занятие № 2. Изучение влияния условий на скорость химических реакций
Практическое занятие № 3. Получение аммиака и изучение его свойств. Ознакомление со свойствами водного раствора аммиака
Практическое занятие № 4. Распознавание минеральных удобрений
Практическое занятие № 5. Получение СО2 и изучение его свойств. Распознавание карбонатов
Практическое занятие № 6. Решение экспериментальный задач по теме «Азот и фосфор»
Практическое занятие № 7. Качественное определение углерода и водорода в органических веществах
Практическое занятие № 8. Получение этилена и изучение его свойств
Практическое занятие № 9. Изучение свойств Fe и его соединений
Практическое занятие № 10. Решение экспериментальных задач по разделу «Металлы»

Комментариев нет:

Отправить комментарий