Цифры укажите в порядке возрастания.
К ним (часам) все так привыкли (1) что (2) если бы они пропали (3) как-нибудь чудом со стены (4) грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не заткнешь. (Булгаков)
Источник: РЕШУ ЕГЭ
Предложение сложноподчиненное, с пятью основами («все привыкли» — 1, «они пропали» — 2, «было бы грустно» — 3, «умер голос» — 4, и «не заткнешь» — 5). Здесь наблюдается и последовательное, и параллельное подчинение (придаточное условия с основой номер 2 и два придаточных сравнения с основами номер 4 и 5 подчинены придаточному меры и степени с основой номер 3, которое, в свою очередь, подчинено главной части). Запятая (1) отмечает начало придаточного определительного, запятые (2) и (3) отмечают границы придаточного условия, запятая (4) отмечает начало придаточного сравнения, а между придаточными с основами номер 3 и 4 запятой нет, поскольку они подчинены параллельно, а между ними есть союз «и».
Приведем верное написание:
К ним (часам) все так привыкли, что, если бы они пропали как-нибудь чудом со стены, грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не заткнешь. (Булгаков)
Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 4.
Цифры укажите в порядке возрастания.
После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2015 по русскому языку.
Актуальность: Используется в 2015—2016 году
Сложность: повышенная
Делаем схему предложения.
(1После того как прозвучал третий звонок), [ 2занавес дрогнул и медленно пополз вверх],
и, (3как только публика увидела своего любимца), [4стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков].
В предложении к главному 1 относится придаточное 2; к главному 4 придаточное 3.
Общего придаточного нет.
Поэтому запятые ставятся все —1 2 3 4.
Ответ: 1234
Первое (1) что мы увидели подле дома (2) был стройный обелиск чёрного мрамора (3) и (4) когда я прочитал надпись на другой стороне цоколя (5) то стало понятно (6) что обелиск установлен к столетию со дня рождения Лермонтова.
Источник: СтатГрад: Тренировочная работа 23.12.2014 Вариант РЯ10101.
Расставим знаки препинания.
Первое, (1) что мы увидели подле дома, (2) был стройный обелиск чёрного мрамора, (3) и (4) когда я прочитал надпись на другой стороне цоколя, (5) то стало понятно, (6) что обелиск установлен к столетию со дня рождения Лермонтова.
Запятые 1 и 2 выделяют придаточное предложение «что мы увидели подле дома». Запятые 3 и 5 - придаточное предложение «и когда я прочитал надпись на другой стороне цоколя». Запятая 6 отделяет придаточное «что обелиск установлен к столетию со дня рождения Лермонтова».
Ответ: 12356.
Приближалась огромная туча (1) за которой тянулась пелена дождя (2) и (3) когда всё небо затянуло плотной завесой (4) то по земле застучали большие капли.
Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по русскому языку 23.12.2014 Вариант РЯ10102.
Расставим знаки препинания.
Приближалась огромная туча, (1) за которой тянулась пелена дождя, (2) и (3) когда всё небо затянуло плотной завесой, (4) то по земле застучали большие капли.
Запятые 1 и 2 выделяют придаточное «за которой тянулась пелена дождя». Запятая 4 отделяет придаточное предложение «и когда всё небо затянуло плотной завесой» от главного «то по земле застучали большие капли».
Ответ: 124.
Я просто не готов к тому (1) чтобы проститься со своим увлечением живописью (2) и (3) если мне суждено когда-то стать настоящим художником (4) я им всенепременно стану.
Источник: СтатГрад: Диагностическая работа по русскому языку 30.01.2015 Вариант РЯ10201.
Расставим знаки препинания.
Я просто не готов к тому, (1) чтобы проститься со своим увлечением живописью, (2) и, (3) если мне суждено когда-то стать настоящим художником, (4) я им всенепременно стану.
Запятые 1 и 2 выделяют придаточное предложение «чтобы проститься со своим увлечением живописью». Запятая 4 отделяет придаточную часть «если мне суждено когда-то стать настоящим художником» от главной «я им всенепременно стану».
Запятая на месте 3 ставится, на стыке двух союзов.
Ответ: 1234.
Я иду вперёд с верой (1) что достигну желаемой цели (2) и что (3) если захочет Бог (4) оправдаюсь в глазах тех (5) кого люблю.
Источник: СтатГрад: Диагностическая работа по русскому языку 30.01.2015 Вариант РЯ10202.
Расставим знаки препинания.
Я иду вперёд с верой, (1) что достигну желаемой цели (2) и что, (3) если захочет Бог, (4) оправдаюсь в глазах тех, (5) кого люблю.
Запятая 1 отделяет придаточное предложение «что достигну желаемой цели» от главного «Я иду вперёд с верой». Под номером 2 запятая не нужна, так как далее следует однородное придаточное «и что оправдаюсь в глазах тех», присоединяемое с помощью союза И. Запятые 3 и 4 выделяют придаточное предложение «если захочет Бог». Запятая 5 отделяет придаточное «кого люблю».
Ответ: 1345.
Как только солнце взошло (1) стало видно (2) что (3) если идти дальше (4) можно увязнуть в болоте (5) и лейтенант дал приказ остановиться.
Источник: СтатГрад: Диагностическая работа по русскому языку 30.01.2015 Вариант РЯ10203.
Расставим знаки препинания.
Как только солнце взошло, (1) стало видно, (2) что, (3) если идти дальше, (4) можно увязнуть в болоте, (5) и лейтенант дал приказ остановиться.
Запятая 1 отделяет главное предложение «стало видно» от придаточного «Как только солнце взошло». Запятые 2 и 5 выделяют придаточное «что можно увязнуть в болоте». Запятые 3 и 4 выделяют придаточное «если идти дальше».
Ответ: 12345.
Сначала я думал (1) что ничего не пойму в учебнике шахматной игры (2) но (3) когда начал читать (4) то увидел (5) что он написан очень просто и понятно.
Источник: СтатГрад: Диагностическая работа по русскому языку 30.01.2015 Вариант РЯ10204.
Расставим знаки препинания.
Сначала я думал, (1) что ничего не пойму в учебнике шахматной игры, (2) но (3) когда начал читать, (4) то увидел, (5) что он написан очень просто и понятно.
Запятые 1 и 2 выделяют придаточное предложение «что ничего не пойму в учебнике шахматной игры». Запятая 4 отделяет придаточное «но (3) когда начал читать» от главного «то увидел». Запятая 5 отделяет придаточное «что он написан очень просто и понятно» от главного «то увидел».
Ответ: 1245.
Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2) хотя не понимал разговора (3) чувствовал (4) что спорили о нём..
В ответ выпишите цифры в порядке возрастания.
Источник: ЕГЭ — 2015. Досрочная волна
Расставим знаки препинания и составим схему предложения.
[Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате и (, хотя не понимал разговора,) несмотря на что? чувствовал], что?(что спорили о нём.)
Ответ: 2, 3, 4.
Он хотел уверить себя (1) что никакой опасности нет (2) и что верховые по дороге просто померещились мальчику от страха (3) и (4) хотя ему удавалось на короткие минуты обмануть ум ребёнка (5) но в глубине души он ясно чувствовал приближение неотвратимой трагедии.
Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по русскому языку 15.05.2015 Вариант РЯ10301.
Расставим знаки препинания.
Он хотел уверить себя, (1) что никакой опасности нет (2) и что верховые по дороге просто померещились мальчику от страха, (3) и (4) хотя ему удавалось на короткие минуты обмануть ум ребёнка, (5) но в глубине души он ясно чувствовал приближение неотвратимой трагедии.
Запятая под номером 1 отделяет придаточное предложение от главного. Придаточные предложения: «что никакой опасности нет» и «что верховые по дороге просто померещились мальчику от страха» — являются однородными, поэтому запятая между ними не ставится. Запятая под номером 3 отделяет две основы, связанные союзом И: «он хотел уверить» и «удавалось обмануть». Запятая под номером 5 отделяет две основы, связанные союзом НО: «удавалось обмануть» и «он почувствовал».
Ответ: 135.
На окраине города разбит был чудесный парк с тенистыми аллеями и беседками для отдыха (1) и (2) хотя добираться до него было не очень удобно (3) горожане любили это место (4) и зачастую проводили праздники именно здесь.
Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по русскому языку 15.05.2015 Вариант РЯ10302.
Расставим знаки препинания.
На окраине города разбит был чудесный парк с тенистыми аллеями и беседками для отдыха, (1) и, (2) хотя добираться до него было не очень удобно, (3) горожане любили это место (4) и зачастую проводили праздники именно здесь.
Запятая под номером 1 отделяет две основы: «парк был разбит» и «горожане любили и проводили». Запятая под номером 2 отделяет две основы: «горожане любили и проводили» и «добраться было не очень удобно». На месте цифры 4 запятая не нужна, так как союз И, соединяющий однородные сказуемые ЛЮБИЛИ и ПРОВОДИЛИ, одиночный.
Ответ: 123.
Длинной змеёй раскинулся полк (1) и (2) когда лучи солнца попадали на штыки и стволы винтовок (3) видно было (4) как поблёскивало оружие.
В ответ выпишите цифры в порядке возрастания.
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2016 по русскому языку.
Расставим знаки препинания.
Длинной змеёй раскинулся полк, (1) и, (2) когда лучи солнца попадали на штыки и стволы винтовок, (3) видно было, (4) как поблёскивало оружие.
Запятая под номером 1 отделяет две основы, связанные союзом И: «полк раскинулся» и «видно было». Запятые под номерами 2 и 3 выделяют придаточное предложение «когда лучи солнца попадали на штыки и стволы винтовок». Запятая под номером 4 отделяет основы, связанные подчинительным союзом КАК: «видно было» и «оружие поблёскивало».
Ответ: 1, 2, 3, 4.
Я не знал (1) сколько времени бродил по лесам (2) и (3) когда вернулся в дом лесника (4) оказалось (5) что меня там уже давно ждут.
Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по русскому языку 01.10.2015 Вариант РЯ10101.
Актуальность: Используется в 2015—2016 году
Сложность: обычная
Расставим знаки препинания и составим схему предложения.
[1Я не знал], (2сколько времени бродил по лесам), и, (4когда вернулся в дом лесника), [3оказалось], (5что меня там уже давно ждут).
Эта синтаксическая конструкция состоит из пяти простых предложений и представляет собой два блока, связанные между собой сочинительной связью (зпт №2).
Зпт №1 отделяет главное №1 от придаточного 2;
Зпт №3 и № 4 отделяют придаточное № 4;
Зпт №5 отделяет придаточное № 5.
Ответ: 1, 2, 3, 4, 5.
Лебеди с криком взлетели ввысь, сделали несколько прощальных кругов над озером (1) где провели лето (2) и (3) когда белокрылая стая скрылась в туманной дали (4) мы со старым егерем (5) ещё долго молча смотрели в небо.
Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по русскому языку 01.10.2015 Вариант РЯ10102.
Актуальность: Используется в 2015—2016 году
Сложность: обычная
Расставим знаки препинания и составим схему предложения:
[1Лебеди с криком взлетели ввысь, сделали несколько прощальных кругов над озером], (2где провели лето), и, (4когда белокрылая стая скрылась в туманной дали), [3мы со старым егерем ещё долго молча смотрели в небо].
В состав предложения входят 4 простых, среди которых 1-е и 2-е составляют СПП, 3-е и 4-е также СПП.
Зпт 2 связывает два СПП в одно предложение.
Ответ: 1, 2, 3, 4.
Леонид Андреев сделал в то время тысячи фотографий своих родственников, друзей (1) и (2) когда мы приходили к нему в гости (3) он заставлял нас (4) рассматривать все эти тысячи снимков (5) так как хотел всех удивить своим увлечением.
Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по русскому языку 19.11.2015 Вариант РЯ10201.
Актуальность: Используется в 2015—2016 году
Сложность: обычная
Расставим знаки препинания и сделаем схему предложения:
{1Леонид Андреев сделал в то время тысячи фотографий своих родственников, друзей}, и, (3когда мы приходили к нему в гости), [2он заставлял нас рассматривать все эти тысячи снимков], (4так как хотел всех удивить своим увлечением).
Это предложении состоит из четырёх простых.
1 -е самостоятельное, 2, 3 и 4 составляют СПП.
Зпт 2 соединяет 1-е и СПП.
Ответ: 1, 2, 3, 5.
Через несколько дней (1) когда обида стала угасать (2) и (3) поступок Андрея перестал казаться таким уж плохим (4) как думалось Вовке поначалу (5) друзья решили встретиться и поговорить.
Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по русскому языку 19.11.2015 Вариант РЯ10202.
Актуальность: Используется в 2015—2016 году
Сложность: повышенная
Расставим знаки препинания сделаем схему предложения.
[1Через несколько дней, ( 2когда обида стала угасать) и (3поступок Андрея перестал казаться таким уж плохим), (4как думалось Вовке поначалу), друзья решили встретиться и поговорить].
Предложение состоит из четырёх простых.
К 1-му относятся два однородных придаточных, 2-е и 3-е, поэтому зпт 2 и 3 нет, а 1 есть;
К 3-му (последовательно!) относится придаточное 4-е;
Ответ: 145.
Комментариев нет:
Отправить комментарий