вторник, 15 марта 2016 г.

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи (С ответами)

Задание 19 № 26. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Утверждают (1) что бразильские карнавалы восхищают и завораживают (2) и (3) когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту ( 4) то сами убедились (5) насколько правы были очевидцы.



Источник: РЕШУ ЕГЭ
Актуальность: 2015
Сложность: повышенная

Пояснение.

Приведем верное написание.

Делаем схему предложения.

 

[1Утверждают], (2что бразильские карнавалы восхищают и завораживают), и (4когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту), [3то сами убедились], (5насколько правы были очевидцы).

Итак, 5 простых предложений.

1 и 2—СПП, зпт №1;

3-е образует СПП и с 4, и с 5 (так называемое параллельное подчинение)—зпт № 4 и 5.

Между блоками-СПП предложений сочинительная связь, союз И и зпт № 2.

Зпт №3 не нужна, так как в предложении 3 есть указательное слово ТО.

Или ТО, или запятая. Так бывает всегда.

Задание 19 № 63. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Рядом с тобой всегда люди (1) и (2) даже если тебе очень одиноко (3) ты не сомневайся в том (4) что кто-то сможет выслушать и понять тебя.


Пояснение.

Приведем верное написание.

 

Рядом с тобой всегда люди, и, даже если тебе очень одиноко, ты не сомневайся в том, что кто-то сможет выслушать и понять тебя.

 

Запятая (1) разделяет предложения «рядом с тобой всегда люди» и «и, даже если тебе очень одиноко». Запятые (2) и (3) показывают границы придаточной части «даже если тебе очень одиноко». Запятая (4) отделяет придаточную часть «что кто-то сможет выслушать тебя».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Задание 19 № 101. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Нужно чаще думать о других (1) и (2) даже если тебе сейчас нелегко (3) ты не забывай о том (4) что кому-то может потребоваться твоё участие.


Пояснение.

Приведем верное написание.

 

Нужно чаще думать о других, и, даже если тебе сейчас нелегко, ты не забывай о том, что кому-то может потребоваться твоё участие.

 

Запятая 1 разделяет предложения «нужно чаще думать о других» и «ты не забывай о том».

Запятые 2 и 3 выделяют придаточную часть «даже если тебе сейчас нелегко».

Запятая 4 выделяет придаточную часть «что кому-то может потребоваться твое участие».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Задание 19 № 139. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Было впечатление (1) что мы волшебным образом побывали в чудесной стране (2) где алые лилии и красная рябина (3) где всё яснее и красивее (4) чем всегда было вокруг.


Пояснение.

Приведем верное написание.

 

Было впечатление, что мы волшебным образом побывали в чудесной стране, где алые лилии и красная рябина, где всё яснее и красивее, чем всегда было вокруг.

 

Запятые 1, 2, 3 и 4 показывают границы придаточных частей «что мы волшебным образом побывали в чудесной стране», «где алые лилии и красные маки», «где вcе яснее и красивее», «чем всегда было вокруг».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Задание 19 № 215. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Для археологии важны вещественные источники (1) и (2) даже если они спрятаны в земле (3) они всё равно составляют основной разряд памятников (4) исследованием которых занимается эта наука.


Пояснение.

Приведем верное написание.

 

Для археологии важны вещественные источники, и, даже если они спрятаны в земле, они всё равно составляют основной разряд памятников, исследованием которых занимается эта наука.

 

Запятая 1 разделяет предложения «для археологии важны вещественные источники» и «они все равно составляют основной разряд памятников».

 

Запятые 2 и 3 показывают границы придаточной части «даже если они спрятаны в земле».

 

Запятая 4 ставится перед придаточной частью «исследованием которых занимается эта наука».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Задание 19 № 253. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.


Пояснение.

Приведем верное написание.

 

Рука его дрожала, и, когда Николай передавал лошадь коноводу, он чувствовал, как со стуком приливает кровь к сердцу.

 

Запятая 1 разделяет предложения «рука его дрожала» и «он чувствовал».

 

Запятые 2 и 3 показывают границы придаточной части «когда Николай передавал лошадь коноводу».

 

Запятая 4 разделяет придаточную часть «как со стуком приливает кровь к сердцу» и главную часть «он чувствовал».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Задание 19 № 291. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Она увидела (1) что храбрость и гордое самолюбие принадлежат не только одному сословию (2) и с тех пор (3) стала оказывать молодому учителю уважение (4) которое час от часу становилось заметнее для окружающих.


Пояснение.

Приведем верное написание.

 

Она увидела, что храбрость и гордое самолюбие принадлежат не только одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось заметнее для окружающих.

 

Запятые 1 и 2 показывают границы придаточной части «что храбрость и гордое самолюбие принадлежат не только одному сословию».

 

Запятая 4 стоит перед придаточной частью «которое час от часу становилось заметнее для окружающих».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 4.

Задание 19 № 329. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Не бывает скучно в лесу (1) и (2) если вы взгрустнёте (3) повнимательнее взгляните на самую обыкновенную берёзу (4) которая встретится на вашем пути.


Пояснение.

Приведем верное написание.

 

Не бывает скучно в лесу, и, если вы взгрустнёте, повнимательнее взгляните на самую обыкновенную берёзу, которая встретится на вашем пути.

 

Запятая 1 разделяет предложения «Не бывает скучно в лесу» и «повнимательнее взгляните на самую обыкновенную берёзу».

 

Запятые 2 и 3 показывают границы придаточной части «если вы взгрустнёте».

 

Запятая 4 стоит перед придаточной частью «которая встретится на вашем пути».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Задание 19 № 367. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Выяснилось (1) что рукопись окончательно ещё не отредактирована (2) и что (3) пока не будет проведена дополнительная работа (4) сдавать её в типографию нельзя.


Пояснение.

Приведем верное написание.

 

Выяснилось, что рукопись окончательно ещё не отредактирована и что, пока не будет проведена дополнительная работа, сдавать её в типографию нельзя.

 

Запятые 1 показывает начало и конец придаточной части «что рукопись окончательно ещё не отредактирована и что сдавать её в типографию нельзя».

 

Запятые 3 и 4 показывают границы придаточной части «пока не будет проведена дополнительная работа».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 3, и 4.

Задание 19 № 405. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Пора было уезжать (1) и (2) когда за нами пришли из города автобусы (3) мы поняли (4) как жаль расставаться с озером.


Пояснение.

Приведем верное написание.

 

Пора было уезжать, и, когда за нами пришли из города автобусы, мы поняли, как жаль расставаться с озером.

 

Запятая 1 разделяет главное предложение «Пора было уезжать» и «мы поняли».

 

Запятые 2 и 3 показывают границы придаточной части «когда за нами пришли из города автобусы».

 

Запятая 4 ставится перед придаточной частью «как жаль расставаться с озером».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Задание 19 № 443. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.


Пояснение.

Приведем верное написание.

 

Через несколько часов Иван обессилел и, когда понял, что с бумагами ему не совладать, тихо и горько заплакал.

 

Запятые 3, 4, 5 показывают границы главной части «Через несколько часов Иван обессилел и тихо и горько заплакал» и придаточных частей «когда понял, что с бумагами ему не совладать» (последовательное соподчинение).

 

Запятые должны стоять на местах 3, 4 и 5.

Задание 19 № 481. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Весной того года я окончил лицей (1) и (2) когда приехал из Москвы (3) просто поражён был (4) как изменился наш угрюмый дом.


Пояснение.

Приведем верное написание.

 

Весной того года я окончил лицей и, когда приехал из Москвы, просто поражён был, как изменился наш угрюмый дом.

 

Запятые 2 и 3 показывают границы придаточной части «когда приехал из Москвы».

 

Запятая 4 ставится перед придаточной частью «как изменился наш угрюмый дом».

 

Запятые должны стоять на местах 2, 3 и 4.

Задание 19 № 519. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

В воображении теснились самые разные замыслы (1) и (2) если писатель усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3) то он опять забывал (4) каким должно быть начало.


Пояснение.

Приведем верное написание.

 

В воображении теснились самые разные замыслы, и если писатель усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном, то он опять забывал, каким должно быть начало.

 

Запятая 1 отделяет первое предложение «В воображении теснились самые разные замыслы» от второго.

 

Запятая 2 не ставится, поскольку после придаточной части стоит союз ТО (и не ставилась бы перед союзами ТАК и НО).

 

Запятая 3 показывает границу придаточной части «если писатель усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном».

 

Запятая 4 выделяет придаточную часть «каким должно быть начало».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 3 и 4.

Задание 19 № 557. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Митя часто просто любовался сестрой (1) и (2) даже когда ему приходилось выслушивать её жалобы на то (3) что она плохо выглядит после ночных дежурств в больнице (4) Любаша казалась ему самой красивой.


Пояснение.

Приведем верное написание.

 

Митя часто просто любовался сестрой, и, даже когда ему приходилось выслушивать её жалобы на то, что она плохо выглядит после ночных дежурств в больнице, Любаша казалась ему самой красивой.

 

Запятая 1 разделяет предложения «Митя часто просто любовался сестрой» и «Любаша казалась ему самой красивой».

 

Запятые 2 и 3 показывают границы придаточной части «даже когда ему приходилось выслушивать её жалобы на то».

 

Запятая 4 показывает границу придаточной части «что она плохо выглядит после ночных дежурств в больнице».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Задание 19 № 595. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.


Пояснение.

Приведем верное написание.

 

К вечеру пошёл дождь, и, пока мы ехали по просёлку, лошади еле переступали, будто потеряли последние силы.

 

Запятая 1 разделяет предложения «К вечеру пошёл дождь» и «лошади еле переступали».

 

Запятые 2 и 3 показывают границы придаточной части «пока мы ехали по проселку».

 

Запятая 4 ставится перед придаточной частью «будто потеряли последние силы».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Задание 19 № 633. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.


Пояснение.

Приведем верное написание.

 

Все меня любили, и, хотя я безмерно шалил, мне прощалось всё, что бы я ни сделал.

 

Запятая 1 разделяет предложения «Все меня любили» и «мне прощалось всё».

 

Запятые 2 и 3 показывают границы придаточной части «хотя я безмерно шалил».

 

Запятая 4 выделяет придаточную часть «что бы я ни сделал».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Задание 19 № 671. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.


Пояснение.

Приведем верное написание.

 

В родительском доме всё было по-прежнему, и если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся, то это только оттого, что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

 

Запятая 1 разделяет предложения «В родительском доме всё было по-прежнему» и «если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся».

 

Запятые 3 и 4 ставятся перед придаточными частями «то это только оттого» и «что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 3 и 4.

Задание 19 № 709. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Я очень люблю весну (1) и (2) когда проступает молодая зелень (3) спешу в лес (4) чтобы насладиться первыми минутами возрождения природы.


Пояснение.

Приведем верное написание.

 

Я очень люблю весну и, когда проступает молодая зелень, спешу в лес, чтобы насладиться первыми минутами возрождения природы.

 

Запятые 2 и 3 показывают границы придаточной части «когда проступает молодая зелень».

 

Запятая 4 разделяет придаточную часть «чтобы насладиться первыми минутами возрождения природы» и главную «Я очень люблю весну и спешу в лес».

 

Запятые должны стоять на местах 2, 3 и 4.

Задание 19 № 747. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Кони очень устали (1) и (2) когда с них сняли вьюки (3) они легли на холодную землю (4) которую уже успел покрыть лёгкий снежок.


Пояснение.

Приведем верное написание.

 

Кони очень устали, и, когда с них сняли вьюки, они легли на холодную землю, которую уже успел покрыть лёгкий снежок.

 

Запятая 1 разделяет предложения «Кони очень устали» и «они легли на холодную землю».

 

Запятые 2 и 3 показывают границы придаточной части «когда с них сняли вьюки».

 

Запятая 4 выделяет придаточную часть «которую уже успел покрыть лёгкий снежок».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Задание 19 № 785. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.


Пояснение.

Приведем верное написание.

 

Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния, и, пока она светила, я увидел, как мерцает какая-то белая точка на берегу.

 

Запятая 1 разделяет предложения «Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния» и «я увидел».

 

Запятые 2 и 3 показывают границы придаточной части «пока она светила».

 

Запятая 4 выделяет придаточную часть «как мерцает какая-то белая точка на берегу».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Задание 19 № 823. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.


Пояснение.

Приведем верное написание.

 

Когда художник жил в Крыму, он всё своё время посвящал созерцанию картин природы и, если погода располагала к прогулкам, часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.

 

Запятая 1 разделяет придаточную часть «Когда художник жил в Крыму» и главное предложение «он всё своё время посвящал созерцанию картин природы и часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн».

 

Запятые 3 и 4 показывают границы придаточной части «если погода располагала к прогулкам».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 3 и 4.

Задание 19 № 861. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Дождь хлещет в стёкла окон (1) и (2) когда стеклянный сумрак улицы освещают вспышки молнии (3) цветы на подоконниках становятся похожими на фантастические деревья (4) которые произрастают в сказочной стране.


Пояснение.

Приведем верное написание.

 

Дождь хлещет в стёкла окон, и, когда стеклянный сумрак улицы освещают вспышки молнии, цветы на подоконниках становятся похожими на фантастические деревья, которые произрастают в сказочной стране.

 

Запятая 1 разделяет предложения «Дождь хлещет в стёкла окон» и «цветы на подоконниках становятся похожими на фантастические деревья».

 

Запятые 2 и 3 показывают границы придаточной части «когда стеклянный сумрак улицы освещают вспышки молнии».

 

Запятая 4 ставится перед придаточной частью «которые произрастают в сказочной стране».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Задание 19 № 900. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

В тот день мы завтракали втроём (1) и (2) когда подали вишневый кисель (3) сестра капризно сказала (4) что десерт сегодня невкусный.


Пояснение.

Приведем верное написание.

 

В тот день мы завтракали втроём, и, когда подали вишневый кисель, сестра капризно сказала, что десерт сегодня невкусный.

 

Запятая 1 разделяет предложения «В тот день мы завтракали втроём» и «сестра капризно сказала».

 

Запятые 2 и 3 показывают границы придаточной части «когда подали вишневый кисель».

 

Запятая 4 выделяет придаточную часть «что десерт сегодня невкусный».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Задание 19 № 938. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал (1) что (2) когда он увидел балет (3) то был потрясён талантом (4) крепостных людей.


Пояснение.

Приведём верное написание.

 

Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал, что когда он увидел балет, то был потрясён талантом крепостных людей.

Запятые 1 и 3 показывают границы придаточного предложения с использованием конструкции «что когда ..., то ...».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 3.

Задание 19 № 976. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

Некоторые из современников А. С  Пушкина говорили о том (1) что (2) когда они смотрят на его портрет кисти О.  А.  Кипренского (3) то видят отразившиеся на лице поэта (4) «печали жизни».


Пояснение.

Приведём верное написание.

 

Некоторые из современников А. С. Пушкина говорили о том, что когда они смотрят на его портрет кисти О. А. Кипренского, то видят отразившиеся на лице поэта «печали жизни».

 

Запятые 1 и 3 показывают границы придаточной части «что когда они смотрят на его портрет кисти О. А. Кипренского».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 3.

Задание 19 № 1014. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

И. Е. Репин признавался (1) что (2) пока он работает над портретом (3) в его душе живёт влюблённость в того человека (4) чей портрет он пишет.


Пояснение.

Приведём верное написание.

 

И. Е. Репин признавался, что, пока он работает над портретом, в его душе живёт влюблённость в того человека, чей портрет он пишет.

 

Запятая 1 разделяет предложение «И. Е. Репин признавался» и его придаточную часть «что в его душе живёт влюблённость в того человека».

 

Запятые 2 и 3 показывают границы придаточной части «пока он работает над портретом».

 

Запятая 4 ставится перед придаточной частью «чей портрет он пишет».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Задание 19 № 1052. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Алексей Павлович вставал с ранней зарёй (1) и (2) когда он вдыхал напоённый влажным запахом росы прохладный воздух (3) на душе у него становилось (4) легко и просторно.


Пояснение.

Приведём верное написание.

 

Алексей Павлович вставал с ранней зарёй, и, когда он вдыхал напоённый влажным запахом росы прохладный воздух, на душе у него становилось легко и просторно.

 

Запятая 1 разделяет предложения «Алексей Павлович вставал с ранней зарёй» и «на душе у него становилось легко и просторно».

 

Запятые 2 и 3 показывают границы придаточной части «когда он вдыхал напоённый влажным запахом росы прохладный воздух».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 3. .

Задание 19 № 1090. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Туман таял (1) и (2) когда лодка пошла к берегу (3) видно было (4) как пятнышки кувшинок и лилий покачиваются на волнах.


Пояснение.

Приведём верное написание.

 

Туман таял, и, когда лодка пошла к берегу, видно было, как пятнышки кувшинок и лилий покачиваются на волнах.

 

Запятая 1 разделяет предложения «Туман таял» и «видно было».

 

Запятые 2 и 3 показывают границы придаточной части «когда лодка пошла к берегу».

 

Запятая 4 ставится перед придаточной частью «как пятнышки кувшинок и лилий покачиваются на волнах».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Задание 19 № 1128. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Мальчик рос смышлёным и здоровым (1) и (2) когда он стал старше (3) отец разрешил ему делить с рыбаками (4) трудности и опасности морского промысла.


Пояснение.

Приведём верное написание.

 

Мальчик рос смышлёным и здоровым, и, когда он стал старше, отец разрешил ему делить с рыбаками трудности и опасности морского промысла.

 

Запятая 1 разделяет предложения «Мальчик рос смышлёным и здоровым» и «отец разрешил ему делить с рыбаками трудности и опасности морского промысла».

 

Запятые 2 и 3 показывают границы придаточной част «когда он стал старше».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 3.

Задание 19 № 1166. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Человек меняется с течением времени (1) и (2) чтобы понять логику поступков литературного героя или людей прошлого (3) надо представлять себе (4) как они жили, почему поступали так, а не иначе.



Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

Приведём верное написание.

 

Человек меняется с течением времени, и, чтобы понять логику поступков литературного героя или людей прошлого, надо представлять себе, как они жили, почему поступали так, а не иначе.

 

Запятая 1 разделяет предложения «Человек меняется с течением времени» и «надо представлять себе».

 

Запятые 2 и 3 показывает границы придаточной части «чтобы понять логику поступков литературного героя или людей прошлого».

 

Запятая 4 выделяет придаточную часть «как они жили».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Задание 19 № 1204. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Но река величаво несёт свои воды (1) и какое ей дело до этих цветов (2) которые плывут (3) по воде (4) как недавно плыли льдины.


Пояснение.

Приведём верное написание.

 

Но река величаво несёт свои воды, и какое ей дело до этих цветов, которые плывут по воде, как недавно плыли льдины.

 

Предложение сложное: четыре части. Между первой «Но река величаво несёт свои воды» и второй «и какое ей дело до этих цветов» сочинительная связь. Их соединяет союз И и 1 разделяет запятая (1).

 

Третья и четвёртая части — придаточные с последовательным подчинением. Соединяет из союзное слово КОТОРЫЙ и союз КАК, а разделяют запятые.

Запятые 2 и 4 показывают границы придаточной части «которые плывут по воде».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 4.

Задание 19 № 1242. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне представилась возможность убедиться в этом.


Пояснение.

Приведём верное написание.

 

Говорят, что доброта лечит от одиночества, и, когда я поселился в деревне, мне представилась возможность убедиться в этом.

 

Запятые 1 и 2 показывают границы придаточной части «что доброта лечит от одиночества».

 

Запятые 3 и 4 показывают границы придаточной части «когда я поселился в деревне».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Задание 19 № 1280. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по проселку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.


Пояснение.

К вечеру пошёл дождь, и, пока мы ехали по проселку, лошади еле переступали, будто потеряли последние силы.

 

Запятая 1 разделяет предложения «К вечеру пошёл дождь» и «лошади еле переступали».

 

Запятые 2 и 3 показывают границы придаточной части «пока мы ехали по проселку».

 

Запятая 4 выделяет придаточную часть «будто потеряли последние силы».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Задание 19 № 1318. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.


Пояснение.

Приведём верное написание.

 

Рука его дрожала, и, когда Николай передавал лошадь коноводу, он чувствовал, как со стуком приливает кровь к сердцу.

 

Запятая 1 разделяет предложения «Рука его дрожала» и «он чувствовал».

 

Запятые 2 и 3 показывают границы придаточной части «когда Николай передавал лошадь коноводу».

 

Запятая 4 выделяет придаточную часть «как со стуком приливает кровь к сердцу».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Задание 19 № 1356. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Встречающие поминутно смотрели на часы (1) и (2) когда вдали появился поезд (3) толпа подалась ему навстречу (4) хотя это никак не могло ускорить свидание с близкими людьми.


Пояснение.

Приведём верное написание.

 

Встречающие поминутно смотрели на часы, и, когда вдали появился поезд, толпа подалась ему навстречу, хотя это никак не могло ускорить свидание с близкими людьми.

 

Запятая 1 разделяет предложения «Встречающие поминутно смотрели на часы» и «толпа подалась ему навстречу».

 

Запятые 2 и 3 показывают границы придаточной части «когда вдали появился поезд».

 

Запятая 4 выделяет придаточную часть «хотя это никак не могло ускорить свидание с близкими людьми».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Задание 19 № 1394. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Всегда трудно приступать к выполнению нелюбимой работы (1) и (2) чтобы хоть немного оттянуть неприятный момент (3) мы часто ищем любые предлоги (4) которые могут хоть как-то оправдать наше безволие.


Пояснение.

Приведем верное написание.

 

Всегда трудно приступать к выполнению нелюбимой работы, и, чтобы хоть немного оттянуть неприятный момент, мы часто ищем любые предлоги, которые могут хоть как-то оправдать наше безволие.

Запятая 1 разделяет предложения «Всегда трудно приступать к выполнению нелюбимой работы» и «мы часто ищем любые предлоги».

Запятые 2 и 3 показывают границы придаточной части «чтобы хоть немного оттянуть неприятный момент».

Запятая 4 выделяет придаточную часть «которые могут хоть как-то оправдать наше безволие».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Задание 19 № 1432. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

После замечаний инструктора (1) ребята зашагали быстрее (2) и (3) когда стало смеркаться (4) до места ночлега оставалось всего три километра.


Пояснение.

Приведем верное написание.

 

После замечаний инструктора ребята зашагали быстрее, и, когда стало смеркаться, до места ночлега оставалось всего три километра.

 

Запятая 2 разделяет предложения «После замечаний инструктора ребята зашагали быстрее» и «до места ночлега оставалось всего три километра».

 

Запятые 3 и 4 выделяют границы придаточной части «когда стало смеркаться».

 

Запятые должны стоять на местах 2, 3 и 4.

Задание 19 № 1470. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань.


Пояснение.

Приведём верное написание.

 

Через пару часов, когда стало уже совсем жарко и толчея в порту замерла, мальчики выбрались за городскую черту и поднялись на холм, с которого видна гавань.

 

Запятые 1 и 3 выделяют придаточные части «когда стало уже совсем жарко и толчея в порту замерла».

 

Перед И запятая не нужна, потому что у этих двух придаточных есть общая главная часть.

 

Запятая 5 выделяет придаточную часть «с которого видна гавань».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 3 и 5.

Задание 19 № 1508. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

На каменной террасе одного из самых красивых зданий города (1) находились двое (2) и (3) пока тени неуклонно удлинялись (4) они смотрели (5) как в окнах верхних этажей зажигалось ослепительное солнце.


Пояснение.

Приведём веррное написание.

 

На каменной террасе одного из самых красивых зданий города находились двое, и, пока тени неуклонно удлинялись, они смотрели, как в окнах верхних этажей зажигалось ослепительное солнце.

 

Запятая 2 разделяет предложение «На каменной террасе одного из самых красивых зданий города находились двое» и «они смотрели».

 

Запятые 3 и 4 показывают границы придаточной части «пока тени неуклонно удлинялись».

 

Запятая 5 выделяет придаточную часть «как в окнах верхних этажей зажигалось ослепительное солнце».

 

Запятые должны стоять на местах 2, 3, 4 и 5.

Задание 19 № 1546. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Стая диких уток с пронзительным криком промчалась над нашими головами (1) и (2) когда мы услышали (3) с каким шумом они опустились на реку (4) нам стало немного не по себе.


Пояснение.

Приведём верное написание.

 

Стая диких уток с пронзительным криком промчалась над нашими головами, и, когда мы услышали, с каким шумом они опустились на реку, нам стало немного не по себе.

 

Запятая 1 разделяет предложения «Стая диких уток с пронзительным криком промчалась над нашими головами» и «нам стало немного не по себе».

 

Запятые 2 и 3 выделяют придаточную часть «когда мы услышали».

 

Запятая 4 ставится после придаточной части «с каким шумом они опустились на реку».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Задание 19 № 1584. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил неопрятного вида крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.


Пояснение.

Приведём верное написание.

 

Дверь подъезда внезапно распахнулась, и на улицу выскочил неопрятного вида крепкий молодой человек, который, если бы Алексей не успел в последний момент посторониться, наверняка налетел бы прямо на него.

 

Запятая 1 разделяет предложения «Дверь подъезда внезапно распахнулась» и «на улицу выскочил неопрятного вида крепкий молодой человек».

 

Запятая 2 выделяет придатоную часть «который наверняка налетел бы прямо на него».

 

Запятые 3 и 4 показывают границы придаточной части «если бы Алексей не успел в последний момент посторониться».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Задание 19 № 1622. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он гулко и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.


Пояснение.

Приведём верное написание.

 

На закате пошёл дождь, который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту, и, в то время как он гулко и однообразно шумел по саду вокруг дома, в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.

 

Запятые должны быть поставлены на первом и втором местах: это запятые, отделяющие главное предложение от придаточного.

 

Запятые 3 и 4 показывают границы придаточной части «в то время как он гулко и однообразно шумел по саду вокруг дома».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Задание 19 № 1660. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело.


Пояснение.

Приведём верное написание.

 

Люся была мягко настойчива, и, хотя вспомнить всё было трудно, постепенно старушка рассказала, как было дело.

 

Запятая 1 разделяет предложения «Люся была мягко настойчива» и «постепенно старушка рассказала».

 

Запятые 2 и 3 показывают границы придаточной части «хотя вспомнить всё было трудно».

 

Запятая 4 ставится перед придаточной частью «как было дело».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Задание 19 № 1698. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Он продолжал путь (1) но (2) когда оставалось всего двенадцать вёрст (3) неожиданно шина свистнула и осела (4) потому что под колесо опять попал острый камушек.


Пояснение.

Приведём верное написание.

 

Он продолжал путь, но, когда оставалось всего двенадцать вёрст, неожиданно шина свистнула и осела, потому что под колесо опять попал острый камушек.

 

Запятая 1 разделяет предложения «Он продолжал путь» и «но неожиданно шина свистнула и осела».

 

Запятые 2 и 3 показывают границы придаточной части «когда оставалось всего двенадцать вёрст».

Запятая 4 выделяет придаточную часть «потому что под колесо опять попал острый камушек».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Задание 19 № 1736. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Князя в имении не ждали (1) так как никто не знал (2) приедет ли он (3) и (4) поэтому его появление стало для всех неожиданностью.


Пояснение.

Приведём верное написание.

 

Князя в имении не ждали, так как никто не знал, приедет ли он, и поэтому его появление стало для всех неожиданностью.

 

Запятые должны стоять на первом и втором местах: это запятые, показывающие границы придаточных частей «так как никто не знал» и «приедет ли он».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 3.

Задание 19 № 1774. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Катя слушала рассказ о новейших достижениях в области ядерной физики очень внимательно (1) и (2) если бы Константинов не осознавал (3) что сфера его научных интересов не может по-настоящему волновать столь юную особу (4) он продолжал бы свои рассуждения.


Пояснение.

Приведём верное написание.

 

Катя слушала рассказ о новейших достижениях в области ядерной физики очень внимательно, и, если бы Константинов не осознавал, что сфера его научных интересов не может по-настоящему волновать столь юную особу, он продолжал бы свои рассуждения.

 

Запятая должна стоять на первом месте: это запятая, раделяющая предложения «Катя слушала рассказ о новейших достижениях в области ядерной физики очень внимательно» и «он продолжал бы свои рассуждения».

 

Запятые 2 и 3 выделяют границы придаточной части «если бы Константинов не осознавал».

 

Запятая 3 и 4 выделяет придаточную часть «что сфера его научных интересов не может по-настоящему волновать столь юную особу».

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Задание 19 № 1812. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Когда Иван Аристархович появлялся в дверях гримёрной (1) он привычно наклонялся (2) и (3) поэтому у всех актёров складывалось впечатление (4) что их художественный руководитель очень высокого роста (5) хотя на самом деле просто дверной проём был достаточно низкий.


Пояснение.

Приведём верное написание.

 

Когда Иван Аристархович появлялся в дверях гримёрной, он привычно наклонялся, и поэтому у всех актёров складывалось впечатление, что их художественный руководитель очень высокого роста, хотя на самом деле просто дверной проём был достаточно низкий.

 

Запятые 1 выделяет придаточную часть «Когда Иван Аристархович появлялся в дверях гримёрной».

 

Запятая 2 разделяет предложения «он привычно наклонялся» и «поэтому у всех актёров складывалось впечатление».

 

Запятые 4 и 5 выделяют придаточную часть «что их художественный руководитель очень высокого роста».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 4 и 5.

Задание 19 № 1850. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (4) хотя они уже были полны.


Пояснение.

Приведём верное напичание.

 

Сестра ничего не ответила, и, чтобы отвлечься от неприятного ей разговора, она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки, хотя они уже были полны.

 

Запятая 1 раделяет предложения «Сестра ничего не ответила» и «она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки».

 

Запятые 2 и 3 показывают границы придаточной части «чтобы отвлечься от неприятного ей разговора».

 

Запятая 4 выделяет придаточную часть «хотя они уже были полны».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Задание 19 № 1888. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.


Пояснение.

Приведём верное написание.

 

По ночам к реке подвозили лес, и, когда белый туман закутывал берега, все восемь рот настилали доски на обломки мостов.

 

Запятая 1 —граница первого простого в ССП.

 

Запятые 2 и 3 показывают границы придаточной части «когда белый туман закутывал берега».

 

Запятая под номером 4 не нужна, так как отделять дополнение ДОСКИ от обстоятельства НА ОБЛОМКИ не нужно.

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3.

Задание 19 № 1926. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало.


Пояснение.

Приведём верное написание.

 

Я думал о людях, чья жизнь была связана с этой историей, и мне захотелось узнать, что с ними стало.

 

Запятые 1 и 3 показывают границы придаточной части «чья жизнь была связана с этой историей».

 

Запятая 4 выделяет придаточную часть «что с ними стало».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 3 и 4.

Задание 19 № 1964. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Яркая зелень камыша перемешивалась на живописном лесном болоте с белыми облаками цветущего дягиля и кудрявого ивняка (1) и (2) когда идёшь краем леса (3) то невольно хватаешься за длинные ветки болотных кустарников (4) которые протянулись к тропинке.


Пояснение.

Приведём верное написание.

 

{Яркая зелень камыша перемешивалась на живописном лесном болоте с белыми облаками цветущего дягиля и кудрявого ивняка}, и (когда идёшь краем леса), [то невольно хватаешься за длинные ветки болотных кустарников], (которые протянулись к тропинке).

 

Запятая 1 разделяет смысловые части предложения «Яркая зелень камыша перемешивалась на живописном лесном болоте с белыми облаками цветущего дягиля и кудрявого ивняка» и «и когда идёшь краем леса,то невольно хватаешься за длинные ветки болотных кустарников».

 

Запятые 3 и 4 разделяет предложения «и когда идёшь краем леса» и «то невольно хватаешься за длинные ветки болотных кустарников».

 

Между И и КОГДА запятой нет, потому что есть ТО в третьей части.

 

Запятые должны стоять на местах 1, 3 и 4.

Задание 19 № 2002. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Зрители замерли в ожидании (1) и (2) когда занавес медленно поднялся (3) и показались великолепные декорации (4) в зале послышались восхищённые возгласы.


Пояснение.

Приведём верное написание.

 

Зрители замерли в ожидании, и, когда занавес медленно поднялся и показались великолепные декорации, в зале послышались восхищённые возгласы.

 

Запятая 1 разделяет предложения «Зрители замерли в ожидании» и «в зале послышались восхищённые возгласы». Сочинительный соединительный союз И.

 

Запятые 2 и 4 выделяют придаточные однородные предложения «когда занавес медленно поднялся и показались великолепные декорации».

 

Запятая 3 не ставится, поскольку придаточные предложения «когда занавес медленно поднялся» и «показались великолепные декорации» однородные. Общая главная часть для них — «Зрители замерли в ожидании» и «в зале послышались восхищённые возгласы».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 4.

Задание 19 № 2497. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Человек меняется (1) и (2) чтобы представить себе логику поступков литературного героя или людей прошлого (3) надо представлять себе (4) как они жили, какой мир их окружал. (Ю.М. Лотман)



Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

В этом предложении наблюдается и сочинительная, и подчинительная связь. Оно имеет пять основ: «человек меняется» — 1, «представить» — 2, «надо представлять себе» — 3, «они жили» — 4, и «мир окружал» — 5. Придаточное цели с основой номер 2 подчинено придаточным определительным с основами номер 4 и 5, которые, в свою очередь, подчинены главной части с основой номер 3. Часть с основой номер 1 и часть с основой номер 3 связаны сочинительной связью. Запятая (1) разделяет основы номер 1 и номер 3, запятые (2) и (3) выделяют придаточное цели, запятая (4) указывает на начало придаточного определительного с основой номер 4.

 

Приведем верное написание:

 

Человек меняется, и, чтобы представить себе логику поступков литературного героя или людей прошлого, надо представлять себе, как они жили, какой мир их окружал. (Ю. М. Лотман)

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Задание 19 № 2537. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Мы слишком рано приехали на пристань (1) и (2) чтобы скоротать время до отправления теплохода (3) отправились в ближайшее кафе (4) где можно было спокойно выпить чашечку кофе и обсудить планы на ближайшие несколько дней.



Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

Мы слишком рано приехали на пристань (1) и (2), чтобы скоротать время до отправления теплохода (3) ,отправились в ближайшее кафе (4) , где можно было спокойно выпить чашечку кофе и обсудить планы на ближайшие несколько дней.

Предложение состоит из 3 частей. Союз И соединяет однородные члены ( приехали и отправились), поэтому запятую не ставим. Запятые № 2, № 3 и № 4 отделяют придаточные предложения от главного.

 

Запятые должны стоять на местах 2, 3 и 4.

Задание 19 № 2576. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Вскоре Николай был произведён в ротмистры (1) и (2) когда полк был поставлен на военное положение (3) опять получил свой прежний эскадрон (4) в котором его помнили и любили.



Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

Вскоре Николай был произведён в ротмистры (1) и, (2) когда полк был поставлен на военное положение, (3) опять получил свой прежний эскадрон, (4) в котором его помнили и любили.

Запятые 2 и 3, 4 отделяют придаточные предложения.

 

Запятые должны стоять на местах 2, 3 и 4.

Задание 19 № 2615. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

На собрании садового товарищества говорили о том (1) что (2) если не заменить электрические столбы (3) то зимой поселок может остаться без света (4) а старые опоры могут рухнуть под тяжестью снега.



Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

На собрании садового товарищества говорили о том, (1) что (2) если не заменить электрические столбы, (3) то зимой поселок может остаться без света, (4) а старые опоры могут рухнуть под тяжестью снега.

 

Запятые должны стоять на местах 1, 3 и 4.

Задание 19 № 2654. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Студенты слушали лекцию внимательно (1) и (2) когда профессор закончил (3) многие подняли руки (4) чтобы задать вопросы по теме.



Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

Студенты слушали лекцию внимательно, (1) и, (2) когда профессор закончил, (3) многие подняли руки, (4) чтобы задать вопросы по теме.

запятые отделяют части сложного предложения.

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Задание 19 № 2756. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Наблюдавший за разгрузкой судна сотрудник таможни заметил (1) что (2) когда из трюма стали поднимать контейнеры (3) то на некоторых из них оказались сорванными печати (4) что было сочтено нарушением условий перевозки.



Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

Приведем верное написание.

 

Наблюдавший за разгрузкой судна сотрудник таможни заметил, что когда из трюма стали поднимать контейнеры, то на некоторых из них оказались сорванными печати, что было сочтено нарушением условий перевозки.

В данном предложении ставятся запятые 1 и 3, выделяющие придаточное предложение «что когда из трюма стали поднимать контейнеры», также запятая 4, выделяющая придаточное предложение «что было сочтено нарушением условий перевозки».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 3 и 4.

Задание 19 № 2795. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Пока Маруся искала заветную грибную полянку (1) на небе сгустились тучи (2) и (3) хотя девочка не боялась попасть под ливень (4) но она не захотела лишний раз беспокоить свою бабушку и потому повернула в сторону дома.



Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

Приведем верное написание.

 

Пока Маруся искала заветную грибную полянку, (1) на небе сгустились тучи, (2) и хотя девочка не боялась попасть под ливень, (4) но она не захотела лишний раз беспокоить свою бабушку и потому повернула в сторону дома.

В данном предложении ставится запятая 1, выделяющая придаточное предложение «пока Маруся искала заветную грибную полянку», а также запятая 2 , выделяющие предложение: «на небе сгустились тучи», и

запятая 4, выделяющая придаточное предложение «и хотя девочка не боялась попасть под ливень».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 4.

Задание 19 № 2834. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Стояла прекрасная погода (1) и (2) хотя октябрь был в самом разгаре (3) на деревьях по-прежнему трепетала зелёная листва (4) а солнце грело по-летнему.



Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

Приведем верное написание.

 

Стояла прекрасная погода, (1) и, (2) хотя октябрь был в самом разгаре, (3) на деревьях по-прежнему трепетала зелёная листва, (4) а солнце грело по-летнему.

В данном предложении ставятся запятые: 1 — выделяющая предложение «стояла прекрасная погода»;

2 и 3 — выделяющие придаточное предложение «хотя октябрь был в самом разгаре»; 4 — выделяющая предложение «а солнце грело по-летнему».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Задание 19 № 2933. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Древние люди имели весьма поверхностное представление о законах мироздания (1) и (2) когда в природе происходило нечто необъяснимое (3) были склонны считать (4) что это результат воздействия на мир сверхъестественных сил.



Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

Приведем верное написание.

 

Древние люди имели весьма поверхностное представление о законах мироздания и, когда в природе происходило нечто необъяснимое, были склонны считать, что это результат воздействия на мир сверхъестественных сил.

 

В данном предложении есть так называемый стык союзов (И КОГДА), поэтому прежде чем поставить запятые нужно:

1) посмотреть, что соединяет союз И: части сложного предложения, и тогда поставить запятую; или однородные члены и тогда запятую ставить не надо. В нашем случае — однородные члены, следовательно, запятую не ставим.

2) убедиться, что второй части союза ТО нет на месте цифры 3. Так как ТО нет, запятую ставим.

 

[Древние люди имели весьма поверхностное представление о законах мироздания и, ( когда в природе происходило нечто необъяснимое ), были склонны считать], ( что это результат воздействия на мир сверхъестественных сил.)

 

Запятые должны стоять на местах 2, 3 и 4.

Задание 19 № 2972. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Смотрители леса призваны предотвращать возгорание лесного массива (1) но (2) если в лесу скапливается большое количество сухостоя (3) то смотрители сами намеренно устраивают небольшие искусственные пожары (4) чтобы снизить вероятность стихийного возгорания в дальнейшем.



Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

Приведем правильное написание.

Смотрители леса призваны предотвращать возгорание лесного массива, но если в лесу скапливается большое количество сухостоя, то смотрители сами намеренно устраивают небольшие искусственные пожары, чтобы снизить вероятность стихийного возгорания в дальнейшем.

 

В данном предложении есть так называемый стык союзов (НО ЕСЛИ), поэтому прежде чем поставить запятые нужно:

1) посмотреть, что соединяет союз НО: части сложного предложения, и тогда поставить запятую; или однородные члены и тогда запятую ставить не надо. В нашем случае — сложное предложение, следовательно, запятую 1 ставим.

2) убедиться в наличии второй части союза ТО. Если он есть — между союзами запятую не ставим.

Запятая 3 выделяет предложение «то смотрители сами намеренно устраивают небольшие искусственные пожары»; запятая 4 ставится перед придаточным цели «чтобы снизить вероятность стихийного возгорания в дальнейшем».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 3 и 4.

Задание 19 № 3011. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Наша экспедиция приступила к раскопкам (1) и (2) как только на глубине нескольких метров были обнаружены украшения и кухонная утварь (3) мы поняли (4) что верно определили местоположение древнего города.



Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

Приведем верное написание.

 

Наша экспедиция приступила к раскопкам, и, как только на глубине нескольких метров были обнаружены украшения и кухонная утварь, мы поняли, что верно определили местоположение древнего города.

 

В данном предложении есть так называемый стык союзов (И КАК ТОЛЬКО), поэтому прежде чем поставить запятые нужно:

1) посмотреть, что соединяет союз И: части сложного предложения, и тогда поставить запятую; или однородные члены и тогда запятую ставить не надо. В нашем случае — ЧАСТИ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, следовательно, запятую ставим.

2) убедиться, что второй части союза ТО нет на месте цифры 3. Так как ТО нет, запятую ставим.

3) предложение состоит из четырех частей, т. к. имеются четыре грамматических основы, следовательно, запятые ставим везде на месте цифр.

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Задание 19 № 3050. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Нынешней осенью много грибов (1) и (2) если внимательно присмотреться к вырубке (3) то увидишь сразу несколько пней (4) которые сплошь покрыты опятами.



Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

Нынешней осенью много грибов, и если внимательно присмотреться к вырубке, то увидишь сразу несколько пней, которые сплошь покрыты опятами.

 

В данном предложении есть так называемый стык союзов (И ЕСЛИ), поэтому прежде чем поставить запятые нужно:

1) посмотреть, что соединяет союз И: части сложного предложения, и тогда поставить запятую; или однородные члены и тогда запятую ставить не надо. В нашем случае — сложное предложение, следовательно, запятую ставим (1).

2) убедиться в наличии второй части союза ТО. Если он есть — между союзами запятую не ставим.

Запятая 3 разделяет предложения «и если внимательно присмотреться к вырубке» и «то увидишь сразу несколько пней»; далее запятой 4 выделяется придаточное определительное «которые сплошь покрыты опятами».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 3 и 4.

Задание 19 № 3125. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

Мальчик знал (1) что в этом подъезде служит суровый швейцар (2) и (3) что (4) если начать приставать к прохожим прямо у дверей (5) то можно отведать крепких тумаков.



Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

Приведем верное написание.

 

[Мальчик знал], (что в этом подъезде служит суровый швейцар) и (что (если начать приставать к прохожим прямо у дверей), то можно отведать крепких тумаков.)

 

Запятые должны стоять на местах 1, 5.

Задание 19 № 3164. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Война была на исходе (1) и (2) хотя до конца её оставался почти год (3) но мы твёрдо знали (4) что победа будет за нами.



Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

Приведём верное написание.

 

Война была на исходе, и хотя до конца её оставался почти год, (3) но мы твёрдо знали, (4) что победа будет за нами.

 

В данном предложении ставятся запятые 1 (выделяет предложение «Война была на исходе»), 3 и 4 (выделяют предложение «но мы твёрдо знали»).

 

Запятые должны стоять на местах 1, 3 и 4.

Задание 19 № 3233. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

Многие ошибочно думают (1) что (2) если человек умеет хоть немного плавать (3) то ему нечего бояться (4) и любые глубины ему нипочём.



Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

Многие ошибочно думают, (1) что (2) если человек умеет хоть немного плавать, (3) то ему нечего бояться (4) и любые глубины ему нипочём.

Запятые 1 и 3 отделяют придаточное предложение от главного.

 

Запятые должны стоять на местах 1, 3.

Задание 19 № 3272. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

И хотя тон и характер журнальных нападок были пронизаны искренним возмущением (1) мне всегда казалось (2) что авторы этих статей говорят не то (3) что они хотят сказать (4) и что их ярость вызывается именно этим.



Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

И хотя тон и характер журнальных нападок были пронизаны искренним возмущением, мне всегда казалось, что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим.

Предложение сложное, состоит из 5 частей, каждую часть отделяем запятой.

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Задание 19 № 4845. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

К острому запаху крапивы примешивается душноватый запах медуниц (1) и (2) когда вы погладите руками растущие травы (3) чтобы ощутить их нежную бархатистость (4) то руки пропахнут холодящим запахом мяты.



Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

Приведем верное написание.

 

К острому запаху крапивы примешивается душноватый запах медуниц, и когда вы погладите руками растущие травы, чтобы ощутить их нежную бархатистость, то руки пропахнут холодящим запахом мяты.

 

Запятая 1 отделяет части сложносочиненного предложения.

Запятые 3 и 4 выделяют придаточное предложение «чтобы ощутить их нежную бархатистость».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 3 и 4.

Задание 19 № 5465. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

Маленькая девочка громко смеётся (1) потому (2) что ей весело (3) и (4) шумит на дворе.



Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

Приведем верное написание.

Маленькая девочка громко смеётся, (1) потому (2) что ей весело, (3) и (4) шумит на дворе.

Запятые под номерами 1 и 3 выделяют придаточное предложение «потому что ей весело».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 3.

Задание 19 № 5543. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

С Кузнецкого моста я заехал в кондитерскую на Тверской (1) и (2) хотя желал притвориться (3) что меня в кондитерской преимущественно интересуют газеты (4) не смог удержаться от нескольких сладких пирожков.



Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

Приведем верное написание.

С Кузнецкого моста я заехал в кондитерскую на Тверской (1) и, (2) хотя желал притвориться, (3) что меня в кондитерской преимущественно интересуют газеты, (4) не смог удержаться от нескольких сладких пирожков.

Запятые под номерами 2, 3, 4 выделяют придаточные предложения.

 

Запятые должны стоять на местах 2, 3 и 4.

Задание 19 № 5582. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Они заговорили о здоровье графини и об общих знакомых (1) и (2) когда прошли те требуемые приличием десять минут (3) после которых гость может встать (4) Николай поднялся и стал прощаться.



Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

Приведем верное написание.

Они заговорили о здоровье графини и об общих знакомых, (1) и, (2) когда прошли те требуемые приличием десять минут, (3) после которых гость может встать, (4) Николай поднялся и стал прощаться.

Запятая под номером 1 отделяет части сложного предложения, соединенные союзом И, запятые под номерами 2, 3, 4 выделяют придаточные предложения.

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Задание 19 № 6023. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Стояла жара (1) и (2) если вдруг налетал ветерок (3) и приносил с собой прохладу (4) деревья благодарно кивали ветвями.



Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

Расставим запятые.

Стояла жара, (1) и, (2) если вдруг налетал ветерок (3) и приносил с собой прохладу, (4) деревья благодарно кивали ветвями.

Запятая под номером 1 отделяет основы: «стояла жара» и «деревья кивали»; запятые под номерами 2 и 3 выделяют придаточное предложение «если вдруг налетал ветерок и приносил с собой прохладу».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 4.

Задание 19 № 6062. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Андрей подхватил рюкзак (1) и (2) когда показался локомотив поезда (3) и пёстрая толпа пассажиров пришла в движение (4) направился к перрону.



Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

Андрей подхватил рюкзак (1) и, (2) когда показался локомотив поезда (3) и пёстрая толпа пассажиров пришла в движение, (4) направился к перрону.

Запятые под номерами 2, 4 выделяют однородные придаточные предложения «когда показался локомотив поезда (3) и пёстрая толпа пассажиров пришла в движение».

 

Запятые должны стоять на местах 2, 4.

Задание 19 № 6243. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Рита сильно расстроилась из-за отъезда отца (1) но (2) когда он пообещал привезти ей из плавания настоящего большого попугая (3) какого они видели недавно в зоопарке (4) девочка быстро утешилась и перестала плакать.



Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

Рита сильно расстроилась из-за отъезда отца, (1) но, (2) когда он пообещал привезти ей из плавания настоящего большого попугая, (3) какого они видели недавно в зоопарке, (4) девочка быстро утешилась и перестала плакать.

Запятая под номером 1 отделяет части, связанные сочинительной связью: «Рита сильно расстроилась из-за отъезда отца» и « но ... девочка быстро утешилась и перестала плакать». Запятые под номерами 2 и 3 выделяют придаточное предложение «когда он пообещал привезти ей из плавания настоящего большого попугая». Запятые под номерами 3 и 4 выделяют придаточное предложение «какого они видели недавно в зоопарке».

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Задание 19 № 6282. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Запишите цифры в порядке возрастания.

Илья Андреевич понимал (1) что (2) если не собрать яблоки до наступления холодов (3) то весь урожай погибнет (4) но обстоятельства не позволяли ему оставить работу и уехать в деревню даже на несколько дней.



Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

Илья Андреевич понимал, (1) что (2) если не собрать яблоки до наступления холодов, (3) то весь урожай погибнет, (4) но обстоятельства не позволяли ему оставить работу и уехать в деревню даже на несколько дней.

Запятая под номером 1 отделяет части, связанные подчинительной связью: «Илья Андреевич понимал» и «что (2) если не собрать яблоки до наступления холодов». Запятая под номером 3 отделяет части, связанные подчинительной связью: «(2) если не собрать яблоки до наступления холодов» и «то весь урожай погибнет», запятая под номером 4 отделяет части, связанные сочинительной связью: «Илья Андреевич понимал» и «но обстоятельства не позволяли ему оставить работу и уехать в деревню даже на несколько дней».

 

Ответ:134

Задание 19 № 6321. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Лариса никогда не любила море (1) и (2) хотя врачи прописали ей тёплый климат и солёную воду (3) она снова уехала в горы (4) когда начался отпуск.



Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

Лариса никогда не любила море, (1) и, (2) хотя врачи прописали ей тёплый климат и солёную воду, (3) она снова уехала в горы, (4) когда начался отпуск.

 

На стыке союзов или союзов и союзных слов (и хотя, но когда, и если; что когда, что куда, который если и др.) запятая ставится тогда, когда после придаточной части нет союза но или второй части двойного союза — то или так. Это как раз наш случай.

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.

Задание 19 № 6360. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

Библиотека открывалась в восемь утра (1) и (2) хотя в такие ранние часы посетителей никогда не было (3) Нина Ивановна никогда не позволяла себе опаздывать (4) и приходила даже чуть раньше.



Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пояснение.

Библиотека открывалась в восемь утра, (1) и, (2) хотя в такие ранние часы посетителей никогда не было, (3) Нина Ивановна никогда не позволяла себе опаздывать (4) и приходила даже чуть раньше.

На стыке союзов или союзов и союзных слов (и хотя, но когда, и если; что когда, что куда, который если и др.) запятая ставится тогда, когда после придаточной части нет союза но или второй части двойного союза — то или так, Именно поэтому запятые расставлены таким образом.

 

Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 3.

Комментариев нет:

Отправить комментарий