C4 № 16. В каких произведениях русских поэтов воссоздан образ России и в чём их сходство и различие со стихотворением А. А. Блока?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
РОССИЯ
Опять, как в годы золотые,
Три стёртых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...
Россия, нищая Россия,
Мне из�
�ы серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слёзы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, —
Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Ну что ж? Одно заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты всё та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснёт в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской о
строжной
Глухая песня ямщика!..
А. А. Блок, 1908
Показать текстСпрятать текст
C4 № 33. Кто из русских поэтов обращался к теме общности человека и природы и в чём их произведения созвучны стихотворению С. А. Есенина?
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ-С4.
* * *
Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню пог
улять ты вышел.
И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойкд.
Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.
Сам себе казался я таким же клёном,
Только не опавшим, а вовсю зелёным.
И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал берёзку.
С. А. Есенин, 1925
Показать текстСпрятать текст
C4 № 50. Кто из русских поэтов обращался к теме русской истории и в чём их произведения сопоставимы с приведённым стихотворением А. А. Блока?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ
Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.
За тишин
ою непробудной
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжёл, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!
А. А. Блок, 1908
Показать текстСпрятать текст
C4 № 67. Кто из русских поэтов обращался к теме личности и эпохи и в чём их произведения сопоставимы с приведённым стихотворением М. Ю. Лермонтова?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
Монолог
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свобод�
�,
Когда мы их употребить не можем?
Мы, дети севера, как здешние растенья,
Цветём недолго, быстро увядаем...
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
Её однообразное теченье...
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует...
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,
Средь бурь пустых томится юность наша,
И быстро злобы яд её мрачит,
И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит.
М. Ю. Лермонтов, 1829
Показать текстСпрятать текст
C4 № 84. Кто из русских лириков обращался к теме высокого назначения поэта и в чём их произведения созвучны пушкинскому стихотворению «Поэту»?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
ПОЭТУ
Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдёт минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но �
�ы останься твёрд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечёт тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
А. С. Пушкин, 1830
Показать текстСпрятать текст
C4 № 102. Кто из русских поэтов обращался в своём творчестве к патриотической теме и что сближает их произведения со стихотворением А. А. Ахматовой?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
...Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук тво
их отмою,
Из сердца выну чёрный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
А. А. Ахматова, 1917
Показать текстСпрятать текст
C4 № 119. Кто из русских писателей обращался в своём творчестве к теме дружбы и что сближает их произведения со стихотворением А. С. Пушкина?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
И. И. ПУЩИНУ
Мой первый друг,
мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Тво�
� колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
А С. Пушкин, 1826
Показать текстСпрятать текст
C4 № 136. Чем близки стихотворению А. Т. Твардовского произведения русских поэтов, обращавшихся к теме исторической памяти?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
Есть имена и есть такие даты, —
Они нетленной сущности полны.
Мы fe буднях перед ними виноваты, —
Не замолить по праздникам вины.
И славословья музыкою гр�
�мкой
Не заглушить их памяти святой.
И в наших будут жить они потомках,
Что, может, нас оставят за чертой.
А. Т. Твардовский, 1966
Показать текстСпрятать текст
C4 № 153. Кто из русских поэтов обращался в своей лирике к сходным мотивам и в чём их произведения созвучны стихотворению А. А. Фета?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь прос
нулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришёл я снова,
Что душа всё так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.
А. А. Фет, 1843
Показать текстСпрятать текст
C4 № 170. Кто из русских поэтов обращался к теме родины и в чём их произведения созвучны стихотворению М. И. Цветаевой?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
РОДИНА
О, неподатливый язык!
Чего бы попросту — мужик,
Пойми, певал и до меня:
«Россия, родина моя!»
Но и с калужского холма
Мне открывалася она —
Д�
�ль, тридевятая земля!
Чужбина, родина моя!
Даль, прирождённая, как боль,
Настолько родина и столь —
Рок, что повсюду, через всю
Даль — всю её с собой несу!
Даль, отдалившая мне близь,
Даль, говорящая: «Вернись Домой!»
Со всех — до горних звезд —
Меня снимающая мест!
Недаром, голубей воды,
Я далью обдавала лбы.
Ты! Сей руки своей лишусь,—
Хоть двух! Губами подпишусь
На плахе: распрь моих земля —
Гордыня, родина моя!
М. И. Цветаева, 1932
Показать текстСпрятать текст
C4 № 187. Кто из русских поэтов обращался к теме творчества и в чём их произведения созвучны стихотворению Б.Л. Пастернака?
Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
* * *
Быть знаменитым некрасиво,
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества — самоотдача,
А не-шумиха, не успе
х.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчёркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И
должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
Б. Л. Пастернак, 1956
Показать текстСпрятать текст
C4 № 527. В каких произведениях русских поэтов воссоздан образ России и в чем их сходство и различие со стихотворением А.А. Блока?
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.
РОССИЯ
Опять, как в годы золотые, три стертых
треплются шлеи, И вязнут спицы
росписные в расхлябанные колеи...
Россия, нищая Россия, мне избы серые
твои, твои
мне песни ветровые, — Как
слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею и крест свой
бережно несу... Какому хочешь
чародею Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, — Не
пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит Твои
прекрасные черты...
Ну что ж? Одно заботой боле — Одной
слезой река шумней а ты все та же — лес,
да поле, Да плат узорный до бровей...
И невозможное возможно, Дорога долгая
легка, когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка, когда
звенит тоской острожной Глухая песня
ямщика!..
АЛ. Блок, 1908 г.
Показать текстСпрятать текст
C4 № 544. В каких произведениях русской лирики звучит тема жизни и смерти и в чем они перекликаются с есенинским стихотворением?
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.
Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где
тишь и благодать. Может быть, и скоро мне в
дорогу Бренные пожитки собирать.
Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы
,
равнин пески! Перед этим сонмом
уходящим Я не в силах скрыть своей тоски.
Слишком я любил на этом свете Все, что
душу облекает в плоть. Мир осинам, что,
раскинув ветви, Загляделись в розовую
водь.
Много дум я в тишине продумал, Много
песен про себя сложил, И на этой на земле
угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы,
валялся на траве, И зверье, как братьев наших
меньших, Никогда не бил по голове.
Знаю я, что не цветут там чащи Не звенит
лебяжьей шеей рожь. Оттого пред
со�
�мом уходящим Я всегда испытываю
дрожь.
Знаю я, что в-той стране не будет Этих нив,
златящихся во мгле. Оттого и дороги мне
люди, Что живут со мною на земле.
С.Л. Есенин, 1924 г.
Показать текстСпрятать текст
C4 № 561. В каких произведениях русских поэтов звучит тема России и в чем они созвучны стихотворению А.А.Блока?
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.
РУСЬ
Ты и во сне необычайна. Твоей
одежды не коснусь. Дремлю — и за
дремотой тайна, И в тайне — ты
почиешь, Русь.
Русь, опоясана реками И дебрями
окружена, С болотами и �
�уравлями,
И с мутным взором колдуна,
Где разноликие народы Из края в
край, из дола в дол Ведут ночные
хороводы Под заревом горящих сел.
Где ведуны с ворожеями Чаруют
злаки на полях, И ведьмы тешатся с
чертями В дорожных снеговых
столбах.
Где буйно заметает вьюга До крыши
— утлое жилье, \ И девушка на злого
друга Под снегом точит лезвее.
Где все пути и все распутья Живой клюкой
измождены, И вихрь, свистящий в голых
прутьях, Поет преданья старины...
Так — я узнал в моей дремоте Страны
родимой нищету, И в лоск
утах ее
лохмотий Души скрываю наготу.
Тропу печальную, ночную Я до
погоста протоптал, И там, на
кладбище ночуя, Подолгу песни
распевал.
И сам не понял, не измерил, Кому я
песни посвятил,
В какого бога страстно верил, Какую
девушку любил.
Живую душу укачала, Русь, на
своих просторах, ты, И вот — она
не запятнала Первоначальной
чистоты.
Дремлю — и за дремотой тайна, И в
тайне почивает Русь, Она и в снах
необычайна. Ее одежды не коснусь.
A.Л.Блок
Показать текстСпрятать текст
C4 № 578. В каких произведениях русских поэтов звучит тема внутренней свободы и в чем они созвучны стихотворению М.И. Цветаевой?
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
* * *
Кто создан из камня, кто создан из глины, — А я
серебрюсь и сверкаю! Мне дело — измена, мне имя
— Марина, Я — бренная пена морская.
Кто
создан из глины, кто создан из плоти — Тем гроб
и надгробные плиты... — В купели морской крещена
— ив полете Своем — непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье. Меня — видишь кудри
беспутные эти? — Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой
волной — воскресаю! Да здравствует пена —
веселая пена — Высокая пена морская!
М.Л.Цветаева, 1920 г.
Показать текстСпрятать текст
C4 № 595. В каких произведениях отечественной лирики мир природы сравнивается с миром человеческих взаимоотношений и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинским «Анчаром»?
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
АНЧАР
В пустыне чахлой и скупой, На почве,
зноем раскаленной, Анчар, как
грозный часо
вой, Стоит — один во
всей вселенной.
Природа жаждущих степей Его
в день гнева породила И зелень
мертвую ветвей И корни ядом
напоила.
Яд каплет сквозь его кору, К
полудню растопясь от зною, И
застывает ввечеру Густой
прозрачною смолою.
К нему и птица не летит И тигр нейдет —
лишь вихорь черный На древо смерти
набежит И мчится прочь, уже тлетворный.
И если туча оросит, Блуждая, лист его
дремучий, С его ветвей, уж ядовит, Стекает
дождь в песок горючий.
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядо�
�:
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Принес он смертную смолу Да ветвь с
увядшими листами, И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;
Принес — и ослабел и лег Под сводом
шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки. А князь тем ядом
напитал Свои послушливые стрелы И с ними
гибель разослал К соседам в чуждые
пределы.
A.C. Пушкин, 1828 г.
Показать �
�екстСпрятать текст
C4 № 612. Кто из русских поэтов близок Б.Л. Пастернаку в изображении драмы героя-одиночки? (Дайте ответ с указанием произведений и обоснованием сопоставлений.)
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
ГАМЛЕТ
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится �
�а моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.
Б.Л.Пастернак, 1946 г.
Показа�
�ь текстСпрятать текст
C4 № 629. В каких произведениях русских поэтов отображена духовная связь человека и природы и как эти произведения соотносятся с лермонтовским стихотворением?
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
***
Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под �
�енью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, —
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога...
M.Ю.Лермонтов, 1837 г.
Показать текстСпрятать текст
C4 № 646. В каких произведениях русских поэтов раскрывается любовная тема и как эти произведения соотносятся со стихотворением А.А.Блока?
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа �
�верей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.
А.А.Блок, 1902 г.
Показать текстСпрятать текст
C4 № 663. Какие философские произведения русских поэтов созвучны проблематике есенинского стихотворения? (Свой ответ обоснуйте).
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
С�
�рдце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
C.A.Есенин, 1921 г.
Показать текстСпрятать текст
C4 № 680. Какие произведения русских поэтов, отображающие связь между внутренним миром человека и природой, созвучны лермонтовским «Тучам»?
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
ТУЧИ
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужного
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого се
вера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
М.Ю.Лермонтов, 1840 г.
Показать текстСпрятать текст
C4 № 697. В чем особенность изображения чувств человека в лирике Ф.И.Тютчева и каких русских поэтов можно назвать его последователями?
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ-С4.
* * *
Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло-
Как поздней осенью порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, -
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, —
И вот — слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, —
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
Ф.И. Тютчев
Показать текстСпрятать текст
C4 № 715. Каковы основные темы поэзии Ф.И.Тютчева и традиции кого из русских поэтов он продолжает, раскрывая эти темы?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
* * *
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, п
ыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не.молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Ф.И. Тютчев
Показать текстСпрятать текст
C4 № 722. В каких произведениях русские писатели обращались к теме Родины и в чем эти произведения созвучны стихотворению А. А. Блока?
C4 № 741. В чем проявилось новаторство лирики В.Маяковского и традиции кого из предшествующих поэтов нашли отражение в его творчестве?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
ЛИЛИЧКА!
Вместо письма
Дым табачный воздух выел.
Комната —
глава в крученыховском аде.
Вспомни —
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще —
выгонишь,
может быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
давай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя —
тяжкая гиря ведь —
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка
трудом уморят —
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон —
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек...
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.
В. В. Маяковский
Показать текстСпрятать текст
C4 № 759. Каковы особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева и лирика кого из предшествующих и последующих поэтов близка Тютчеву?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
* * *
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гу�
�ял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
Ф. И. Тютчев
Показать текстСпрятать текст
C4 № 776. В чем особенности поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
***
Сияла ночь. Лунной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и се�
�дца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
А.�
�. Фет
Показать текстСпрятать текст
C4 № 793. Как в стихотворении С. Есенина раскрывается проблема взаимоотношения человека и природы и в каких произведениях русских поэтов звучат схожие мотивы?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
Песнь о собаке
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
До ве
чера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать...
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,
Ко
гда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
С.A. Есенин
Показать текстСпрятать текст
C4 № 810. Каковы основные темы поэзии Н.М. Рубцова и кто из русских поэтов XIX-XX веков близок ему по содержанию поэтического творчества?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
***
В горнице моей светло —
Это от ночной звезды,
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды.
Красные цветы мои
В садике завяли все,
Л
одка на речной мели
Скоро догниет совсем.
Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень,
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день:
Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе.
Н. М. Рубцов
Показать текстСпр�
�тать текст
C4 № 827. В чем своеобразие лирического героя Лермонтова и кого из русских поэтов можно назвать его творческим преемником?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
Нищий
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада жажды и страданий.
Куска лишь хлеба он просил,
И взгляд я
влял живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою.
М.Ю. Лермонтов
Показать текстСпрятать текст
C4 № 844. В чем особенность вольнолюбивой лирики Пушкина и кто из русских поэтов раскрывает в своей лирике тему свободы?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
К Чаадаеву
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнето�
� власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
А.С. Пушкин
Показать текстСпрятать текст
C4 № 861. Каковы основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова и каких русских поэтов можно назвать продолжателями его традиций?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
Ангел
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных дух�
�в
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался, — без слез, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
М.Ю. Лермонтов
Показать текстСпрятать текст
C4 № 1071. В каких произведениях русские писатели обращались к теме Родины и в чем эти произведения созвучны стихотворению А. А. Блока?
C4 № 1104. В каких произведениях русских поэтов звучит любовная тема и в чём эти произведения можно сопоставить с пушкинским стихотворением?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8-В12; СЗ, С4.
K***
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти без�
�адежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.
<
i>(А.С. Пушкин, 1825)
Показать текстСпрятать текст
C4 № 1121. В каких произведениях русских поэтов звучит тема художника и эпохи? В чём эти произведения можно сопоставить с «Разговором книгопродавца с поэтом»?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8-В12; СЗ, С4.
РАЗГОВОР КНИГОПРОДАВЦА С ПОЭТОМ
(фрагмент)
Книгопродавец
Итак, любовью утомленный,
Нас
куча лепетом молвы,
Заране отказались вы
От вашей лиры вдохновенной.
Теперь, оставя шумный свет,
И муз, и ветреную моду,
Что ж изберёте вы?
Поэт
Свободу.
Книгопродавец
Прекрасно. Вот же вам совет;
Внемлите истине полезной:
Наш век — торгаш; в сей век железный
Без денег и свободы нет.
Что слава? - Яркая заплата
На ветхом рубище певца.
Нам нужно злата, злата, злата:
Копите злато до конца!
Предвижу ваше возраженье;
Но вас я знаю, господа:
Ва
м ваше дорого творенье,
Пока на пламени труда
Кипит, бурлит воображенье;
Оно застынет, и тогда
Постыло вам и сочиненье.
Позвольте просто вам сказать:
Не продаётся вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
Что ж медлить? уж ко мне заходят
Нетерпеливые чтецы;
Вкруг лавки журналисты бродят,
За ними тощие певцы:
Кто просит пищи для сатиры,
Кто для души, кто для пера;
И признаюсь — от вашей лиры
Предвижу много я добра.
Поэт
Вы совершенно правы Вот вам моя рукопись. Усл
овимся.
(А. С. Пушкин, 1824)
Показать текстСпрятать текст
C4 № 1138. В каких произведениях русских писателей звучит антивоенная тема и в чём эти произведения созвучны стихотворению В.В. Маяковского?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8-В12; СЗ, С4.
К ОТВЕТУ! Гремит и гремит войны барабан.
Зовёт железо в живых втыкать.
Из каждой страны
за рабом раба
бросают на сталь штыка.
За �
�то?
Дрожит земля
голодна,
раздета.
Выпарили человечество кровавой баней
только для того, чтоб кто-то
где-то
разжился Албанией.
Сцепилась злость человечьих свор,
падает на мир за ударом удар
только для того,
чтоб бесплатно
Босфор
проходили чьи-то суда. Скоро у мира
не останется неполоманного ребра.
И душу вытащат.
И растопчут там её
только для того,
чтоб кто-то
к рукам прибрал
Месопотамию.
Во имя чего
сапог
землю растаптывает скрипящ и груб?
Кто над небом �
�оёв -
свобода?
Бог?
Рубль!
Когда же встанешь во весь свой рост ты,
отдающий жизнь свою им? Когда же в лицо им бросишь вопрос: за что воюем?
(В.В.Маяковский, 1917)
Показать текстСпрятать текст
C4 № 1155. В каких произведениях русских поэтов звучат размышления о сущности поэзии и в чём эти произведения созвучны стихотворению И.А. Бунина «В горах»?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8-В12; СЗ, С4.
В ГОРАХ
Поэзия темна, в словах невыразима: Как взволновал
меня вот этот дикий скат. Пустой кремнистый дол, загон
овечьих стад
, Пастушеский костёр и горький запах
дыма!
Тревогой странною и радостью томимо, Мне сердце
говорит: «Вернись, вернись назад!»-Дым на меня
пахнул, как сладкий аромат, И с завистью, с тоской я
проезжаю мимо.
Поэзия не в том, совсем не в том, что свет Поэзией
зовет. Она в моём наследстве. Чем я богаче им, тем
больше я поэт.
Я говорю себе, почуяв тёмный след
Того, что пращур мой воспринял в древнем детстве:
- Нет в мире разных душ и времени в нём нет!
(И.А. Бунин, 1916)
Показать текстСпрятать текст
C4 № 1172. В каких произведениях русских поэтов герой обращается к явлениям природы и в чём эти произведения созвучны есенинскому стихотворению ?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8-В12; СЗ, С4.
ЗВЁЗДЫ
Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу плен
яете?
Частые звёздочки, звёздочки тесные!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные.
Силу великую знания жгучего?
И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
Звёзды небесные, звёзды далёкие!
(С.А. Есенин, 1911)
Показать текстСпрятать текст
C4 № 1189. В каких произведениях русских поэтов звучит тема счастья и в чем эти произведения созвучны бунинскому «Вечеру»?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8-В12; СЗ, С4.
ВЕЧЕР
О счастьс мы всегда лишь вспоминаем.
А счастьс всюду. Может быть, оно -
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном
небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако. Давно Слежу за ним...
Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискну ла и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.
(И.Л. Бунин, 1909)
Показать текстСпрята
Комментариев нет:
Отправить комментарий