C3 № 15.
Что придаёт центральному образу стихотворения художественную яркость и глубину?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
РОССИЯ
Опять, как в годы золотые,
Три стёртых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветро�
�ые, —
Как слёзы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, —
Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Ну что ж? Одно заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты всё та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснёт в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
А. А. Блок, 1908
Показать текстСпрятать текст
C3 № 32.
В чём, по вашему мнению, секрет музыкальности и эмоциональной выразительности есенинского стихотворения?
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ-С4.
* * *
Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.
И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойкд.
Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.
Сам себе казался я таким же клёном,
Только не опавшим, а вовсю зелёным.
И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал берёзку.
С. А. Есенин, 1925
Показ�
�ть текстСпрятать текст
C3 № 49.
Что даёт основание отнести рассматриваемое стихотворение А. А. Блока к философской лирике?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ
Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.
За тишиною непробудной
За разливающейся м�
�лой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжёл, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!
А. А. Блок, 1908
Показать текстСпрятать текст
C3 № 66.
Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского «Монолога»?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
Монолог
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
Мы, дети севера, как здешние ра�
�тенья,
Цветём недолго, быстро увядаем...
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
Её однообразное теченье...
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует...
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,
Средь бурь пустых томится юность наша,
И быстро злобы яд её мрачит,
И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит.
М. Ю. Лермонтов, 1829
Показать текс�
�Спрятать текст
C3 № 83.
Что имеет в виду лирический герой стихотворения, призывая поэта «не дорожить любовию народной»?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
ПОЭТУ
Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдёт минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм.<
br>Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечёт тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
А. С. Пушкин, 1830
Показать текстСпрятать текст
C3 № 101.
Каким предстает внутренний облик лирической героини в стихотворении А. А. Ахматовой «...Мне голос был. Он звал утешно...»?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
...Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из �
�ердца выну чёрный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
А. А. Ахматова, 1917
Показать текстСпрятать текст
C3 № 118.
Как в стихотворении А. С. Пушкина передана мысль о «бесценности» подлинной дружбы?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
И. И. ПУЩИНУ
Мой первый друг,
мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиде
нье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
А С. Пушкин, 1826
Показать текстСпрятать текст
C3 № 135.
В чём лирический герой стихотворения видит вину своего поколения?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
Есть имена и есть такие даты, —
Они нетленной сущности полны.
Мы fe буднях перед ними виноваты, —
Не замолить по праздникам вины.
И славословья музыкою громкой
Не заглушить их памяти святой.
И в
наших будут жить они потомках,
Что, может, нас оставят за чертой.
А. Т. Твардовский, 1966
Показать текстСпрятать текст
C3 № 152.
К какой тематической разновидности лирики можно отнести приведённое стихотворение А. А. Фета и почему?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой к
аждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришёл я снова,
Что душа всё так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.
А. А. Фет, 1843
Показать текстСпрятать текст
C3 № 169.
Как вы понимаете смысл заключительной строфы стихотворения?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
РОДИНА
О, неподатливый язык!
Чего бы попросту — мужик,
Пойми, певал и до меня:
«Россия, родина моя!»
Но и с калужского холма
Мне открывалася она —
Даль, тридевятая земля!
Чужбина, родина моя
!
Даль, прирождённая, как боль,
Настолько родина и столь —
Рок, что повсюду, через всю
Даль — всю её с собой несу!
Даль, отдалившая мне близь,
Даль, говорящая: «Вернись Домой!»
Со всех — до горних звезд —
Меня снимающая мест!
Недаром, голубей воды,
Я далью обдавала лбы.
Ты! Сей руки своей лишусь,—
Хоть двух! Губами подпишусь
На плахе: распрь моих земля —
Гордыня, родина моя!
М. И. Цветаева, 1932
Показать текстСпрятать текст
C3 № 186.
Какой смысл вложил поэт в заключительные строки стихотворения?
Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
* * *
Быть знаменитым некрасиво,
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества — самоотдача,
А не-шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей �
�а устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчёркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от
лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
Б. Л. Пастернак, 1956
Показать текстСпрятать текст
C3 № 526.
Что придает центральному образу стихотворения художественную яркость и глубину?
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.
РОССИЯ
Опять, как в годы золотые, три стертых
треплются шлеи, И вязнут спицы
росписные в расхлябанные колеи...
Россия, нищая Россия, мне избы серые
твои, твои мне песни ветровые, — Как
слезы
первые любви!
Тебя жалеть я не умею и крест свой
бережно несу... Какому хочешь
чародею Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, — Не
пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит Твои
прекрасные черты...
Ну что ж? Одно заботой боле — Одной
слезой река шумней а ты все та же — лес,
да поле, Да плат узорный до бровей...
И невозможное возможно, Дорога долгая
легка, когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка, когда
звенит тоской острожной Глухая песня
ямщика!..
АЛ. Блок, 1908 г.
Показать текстСпрятать текст
C3 № 543.
Каким предстает внутренний мир лирического героя в стихотворении С.А. Есенина?
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.
Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где
тишь и благодать. Может быть, и скоро мне в
дорогу Бренные пожитки собирать.
Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы,
равнин пески! Перед этим сонмом уходящим Я не в силах скрыть своей тоски.
Слишком я любил на этом свете Все, что
душу облекает в плоть. Мир осинам, что,
раскинув ветви, Загляделись в розовую
водь.
Много дум я в тишине продумал, Много
песен про себя сложил, И на этой на земле
угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы,
валялся на траве, И зверье, как братьев наших
меньших, Никогда не бил по голове.
Знаю я, что не цветут там чащи Не звенит
лебяжьей шеей рожь. Оттого пред
сонмом уходящим Я всегда испытываю
д
рожь.
Знаю я, что в-той стране не будет Этих нив,
златящихся во мгле. Оттого и дороги мне
люди, Что живут со мною на земле.
С.Л. Есенин, 1924 г.
Показать текстСпрятать текст
C3 № 560.
Каким представляет в стихотворении А.А.Блока "Русь" образ Родины?
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.
РУСЬ
Ты и во сне необычайна. Твоей
одежды не коснусь. Дремлю — и за
дремотой тайна, И в тайне — ты
почиешь, Русь.
Русь, опоясана реками И дебрями
окружена, С болотами и журавлями,
И с мутным взором ко
лдуна,
Где разноликие народы Из края в
край, из дола в дол Ведут ночные
хороводы Под заревом горящих сел.
Где ведуны с ворожеями Чаруют
злаки на полях, И ведьмы тешатся с
чертями В дорожных снеговых
столбах.
Где буйно заметает вьюга До крыши
— утлое жилье, \ И девушка на злого
друга Под снегом точит лезвее.
Где все пути и все распутья Живой клюкой
измождены, И вихрь, свистящий в голых
прутьях, Поет преданья старины...
Так — я узнал в моей дремоте Страны
родимой нищету, И в лоскутах ее
лохмотий Души скрываю
наготу.
Тропу печальную, ночную Я до
погоста протоптал, И там, на
кладбище ночуя, Подолгу песни
распевал.
И сам не понял, не измерил, Кому я
песни посвятил,
В какого бога страстно верил, Какую
девушку любил.
Живую душу укачала, Русь, на
своих просторах, ты, И вот — она
не запятнала Первоначальной
чистоты.
Дремлю — и за дремотой тайна, И в
тайне почивает Русь, Она и в снах
необычайна. Ее одежды не коснусь.
A.Л.Блок
Показать текстСпрятать текст
C3 № 577.
Каким предстает внутренний мир лирическои героини стихотворения М.И. Цветаевой? (Свой ответ обоснуйте.)
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
* * *
Кто создан из камня, кто создан из глины, — А я
серебрюсь и сверкаю! Мне дело — измена, мне имя
— Марина, Я — бренная пена морская.
Кто создан из г
лины, кто создан из плоти — Тем гроб
и надгробные плиты... — В купели морской крещена
— ив полете Своем — непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье. Меня — видишь кудри
беспутные эти? — Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой
волной — воскресаю! Да здравствует пена —
веселая пена — Высокая пена морская!
М.Л.Цветаева, 1920 г.
Показать текстСпрятать текст
C3 № 594.
Как в пушкинском стихотворении соотносятся два содержательных пласта — описание анчара и рассказ о гибели раба?
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
АНЧАР
В пустыне чахлой и скупой, На почве,
зноем раскаленной, Анчар, как
грозный часовой, Стоит — один во
всей вселенной.
Природа жаждущ�
�х степей Его
в день гнева породила И зелень
мертвую ветвей И корни ядом
напоила.
Яд каплет сквозь его кору, К
полудню растопясь от зною, И
застывает ввечеру Густой
прозрачною смолою.
К нему и птица не летит И тигр нейдет —
лишь вихорь черный На древо смерти
набежит И мчится прочь, уже тлетворный.
И если туча оросит, Блуждая, лист его
дремучий, С его ветвей, уж ядовит, Стекает
дождь в песок горючий.
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом:
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с яд�
�м.
Принес он смертную смолу Да ветвь с
увядшими листами, И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;
Принес — и ослабел и лег Под сводом
шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки. А князь тем ядом
напитал Свои послушливые стрелы И с ними
гибель разослал К соседам в чуждые
пределы.
A.C. Пушкин, 1828 г.
Показать текстСпрятать текст
C3 № 611.
Почему размышления Б.Л. Пастернака о личности и судьбе сопровождают многочисленные образы и детали, связанные с миром театра?
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
ГАМЛЕТ
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
На
меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.
Б.Л.Пастернак, 1946 г.
Показать текстСпрятать текст
C3 № 628.
Каким предстает внутренний мир лирического героя стихотворения Лермонтова?
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
***
Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душисто�
�,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, —
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога...
M.Ю.Лермонтов, 1837 г.
Показать текстСпрятать текст
C3 № 645.
Какой представляет в стихотворении А.А.Блока "идеальная" возлюбленная?
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только обра�
�, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.
А.А.Блок, 1902 г.
Показать текст
Спрятать текст
C3 № 662.
Что дает основание отнести рассматриваемое стихотворение С.А. Есенина к философской лирике?
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком
,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
C.A.Есенин, 1921 г.
Показать текстСпрятать текст
C3 № 679.
Что дает основание отнести стихотворение «Тучи» к жанру элегии?
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
ТУЧИ
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужного
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
�
�ависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
М.Ю.Лермонтов, 1840 г.
Показать текстСпрятать текст
C3 № 696.
Как различные поэтические приемы помогают автору передать чувства, охватившие лирического героя?
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ-С4.
* * *
Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло-
Как поздней осенью порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, -
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, —
И вот — слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, —
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
Ф.И. Тютчев
Показать текстСпрятать текст
C3 № 714.
С какой целью в последней строфе стихотворения упоминаются древнегреческие мифологические персонажи?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
* * *
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, п
ыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не.молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Ф.И. Тютчев
Показать текстСпрятать текст
C3 № 720. Как вы понимаете проблематику стихотворения А.А. Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...»?
C3 № 740.
Как различные поэтические приемы помогают создать образ лирического героя этого стихотворения?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
ЛИЛИЧКА!
Вместо письма
Дым табачный воздух выел.
Комната —
глава в крученыховском аде.
Вспомни —
за этим окном
впервые
руки твои, исступлен�
�ый, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще —
выгонишь,
может быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
давай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя —
тяжкая гиря ведь —
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят —
он �
�йдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон —
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу �
�ад виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек...
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.
В. В. Маяковский
Показать текстСпрятать текст
C3 № 758.
Можно ли приведенное стихотворение отнести к философской лирике? Обоснуйте свою точку зрения.
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
* * *
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж п�
�сто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
Ф. И. Тютчев
Показать текстСпрятать текст
C3 № 775.
Как различные поэтические приемы помогают автору передать ведущее настроение стихотворения?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
***
Сияла ночь. Лунной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
А.А. Фет
Показать текстСпрятать текст
C3 № 792.
Как различные поэтические приемы помогают автору выразить пафос стихотворения?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
Песнь о собаке
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок под�
�алый
Под теплым ее животом.
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать...
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотым
и звездами в снег.
С.A. Есенин
Показать текстСпрятать текст
C3 № 809.
Какова роль образа звезды в этом стихотворении?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
***
В горнице моей светло —
Это от ночной звезды,
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды.
Красные цветы мои
В садике завяли все,
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.
Дремлет на стене моей
�
�вы кружевная тень,
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день:
Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе.
Н. М. Рубцов
Показать текстСпрятать текст
C3 № 826.
Как композиция стихотворения и изобразительные средства помогают автору выразить главную поэтическую мысль?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
Нищий
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада жажды и страданий.
Куска лишь хлеба он просил,
И взгляд
являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою.
М.Ю. Лермонтов
Показать текстСпрятать текст
C3 № 843.
Как различные поэтические средства помогают выразить идею этого стихотворения?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
К Чаадаеву
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпе
ливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
А.С. Пушкин
Показать текстСпрятать текст
C3 № 860.
Какие проблемы нашли отражение в стихотворении?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.
Ангел
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хва�
�а
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался, — без слез, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
М.Ю. Лермонтов
Показать текстСпрятать текст
C3 № 1031. Каким чувством проникнуто обращение поэта к России?
C3 № 1070. Как вы понимаете проблематику стихотворения А.А. Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...»?
C3 № 1103. Как по смыслу связаны между собой строфы 4 и 6 стихотворения и как они выражают главную мысль автора?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8-В12; СЗ, С4.
K***
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной су�
�ты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.
(А.С. Пушкин, 1825)
Показать текстСпрятать текст
C3 № 1120. Как слова «не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать» соотносятся с общим содержанием беседы поэта и книгопродавца?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8-В12; СЗ, С4.
РАЗГОВОР КНИГОПРОДАВЦА С ПОЭТОМ
(фрагмент)
Книгопродавец
Итак, любовью утомленный,
Наскуча лепетом молвы,
<
br>Заране отказались вы
От вашей лиры вдохновенной.
Теперь, оставя шумный свет,
И муз, и ветреную моду,
Что ж изберёте вы?
Поэт
Свободу.
Книгопродавец
Прекрасно. Вот же вам совет;
Внемлите истине полезной:
Наш век — торгаш; в сей век железный
Без денег и свободы нет.
Что слава? - Яркая заплата
На ветхом рубище певца.
Нам нужно злата, злата, злата:
Копите злато до конца!
Предвижу ваше возраженье;
Но вас я знаю, господа:
Вам ваше дорого творень�
�,
Пока на пламени труда
Кипит, бурлит воображенье;
Оно застынет, и тогда
Постыло вам и сочиненье.
Позвольте просто вам сказать:
Не продаётся вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
Что ж медлить? уж ко мне заходят
Нетерпеливые чтецы;
Вкруг лавки журналисты бродят,
За ними тощие певцы:
Кто просит пищи для сатиры,
Кто для души, кто для пера;
И признаюсь — от вашей лиры
Предвижу много я добра.
Поэт
Вы совершенно правы Вот вам моя рукопись. Условимся.
(А. С. Пуш�
�ин, 1824)
Показать текстСпрятать текст
C3 № 1137. Какие свойства души лирического героя раскрываются в его взволнованном обращении к современникам?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8-В12; СЗ, С4.
К ОТВЕТУ! Гремит и гремит войны барабан.
Зовёт железо в живых втыкать.
Из каждой страны
за рабом раба
бросают на сталь штыка.
За что?
Дрожит земля
голодна,
раздета.
Выпарили человечество кровавой баней
только для того, чтоб кто-то
где-то
разжился Албанией.
Сцепилась злость человечьих свор,
падает на мир за ударом удар
только для того,
чтоб бесплатно
Босфор
проходили чьи-то суда. Скоро у мира
не останется неполоманного ребра.
И душу вытащат.
И растопчут там её
только для того,
чтоб кто-то
к рукам прибрал
Месопотамию.
Во имя чего
сапог
землю растаптывает скрипящ и груб?
Кто над небом боёв -
свобода?
Бог?
Руб�
�ь!
Когда же встанешь во весь свой рост ты,
отдающий жизнь свою им? Когда же в лицо им бросишь вопрос: за что воюем?
(В.В.Маяковский, 1917)Показать текстСпрятать текст
C3 № 1154. Как Вы понимаете смысл финальной строки стихотворения?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8-В12; СЗ, С4.
В ГОРАХ
Поэзия темна, в словах невыразима: Как взволновал
меня вот этот дикий скат. Пустой кремнистый дол, загон
овечьих стад, Пастушеский костёр и горький запах
дыма!
Тревогой странною и радостью томимо, Мн�
� сердце
говорит: «Вернись, вернись назад!»-Дым на меня
пахнул, как сладкий аромат, И с завистью, с тоской я
проезжаю мимо.
Поэзия не в том, совсем не в том, что свет Поэзией
зовет. Она в моём наследстве. Чем я богаче им, тем
больше я поэт.
Я говорю себе, почуяв тёмный след
Того, что пращур мой воспринял в древнем детстве:
- Нет в мире разных душ и времени в нём нет!
(И.А. Бунин, 1916)
Показать т
екстСпрятать текст
C3 № 1171. Какие свойства души героя раскрываются в его монологе, обращенном к звёздам?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8-В12; СЗ, С4.
ЗВЁЗДЫ
Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?
Частые звёздочки, звёздочки тесные!
Что в вас пре
красного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные.
Силу великую знания жгучего?
И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
Звёзды небесные, звёзды далёкие!
(С.А. Есенин, 1911)
Показать текстСпрятать текст
C3 № 1188. Что дает основание отнести стихотворение И. А. Бунина «Вечер» к философским произведениям?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8-В12; СЗ, С4.
ВЕЧЕР
О счастьс мы всегда лишь вспоминаем.
А счастьс всюду. Может быть, оно -
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе лёгким бел�
�м краем
Встаёт, сияет облако. Давно Слежу за ним...
Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискну ла и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.
(И.Л. Бунин, 1909)
Показать текстСпрят
Комментариев нет:
Отправить комментарий