воскресенье, 3 марта 2013 г.

Пробный вариант по русскому языку.

A1 В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
позвонИм
рвалА
грАжданство
давнИшний

A2 В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.
Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.
Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и здоровье человека.

A3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
лягте (на пол)
их работа
горячие супы
шестистами учениками

A4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Говоря о богатстве языка,
в аудитории началась дискуссия.
у меня возник интерес к этой проблеме.
требуются конкретные примеры.
мы имели в виду главным образом его словарный запас.

A5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
«Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.
М. Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.
Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.

A6 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
Французские слова и выражения, которые проникают в русский язык, называют галлицизмами
Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется.
В целях содействия развитию литературы и литературного языка в XVIII веке была создана Российская Академия, которая стала основным научным центром изучения русского языка и словесности.
Во второй половине XVIII века французское влияние на речь русских дворян, которое сыграло важную роль в процессе европеизации русского литературного языка, становится преобладающим.

A7 Показать текст
Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
Ненадёжность первых паровых машин и их размеры вызывали у моряков довольно скептическое отношение.
Ещё в первой трети XIX века морские сражения мало отличались от тех, что происходили за сто лет до этого.
Наряду с артиллерией появились и другие виды морского оружия.
Впервые паровые машины приняли участие в боевых действиях во время Крымской войны.

A8 Показать текст
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом предложении?
Однако
Даже
Несмотря на это,
Следовательно,

A9 Показать текст
Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
стали машины (предложение 5)
корабли в упор палили (предложение 2)
вывести из строя (предложение 3)
матросы старались завладеть (предложение 4)

A10 Показать текст
Укажите верную характеристику третьего предложения текста.
сложное бессоюзное
сложноподчинённое
простое с однородными членами
сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями

A11 Показать текст
Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие настоящего времени
5
2
6
4

A12 Показать текст
Укажите значение слова КОРРЕКТИВА (КОРРЕКТИВЫ) (предложение 5).
вежливость
соотношение
ошибка
поправка

A13 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н.В. Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях писатель нашёл темы и сюжеты для своих произведений.
1, 2, 3
2, 3, 4
1, 3
1, 2, 4

A14 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
прогр..ссивный, с..нкционировать, возр..ст
в..рховье, разв..твление, ш..птаться
отб..рает, орнам..нт, прогр..ммировать
осл..плённый, к..снулся, сув..ренитет

A15 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
по..кладка, о..бойный, на..строчный
пр..встать, пр..клеить, пр..школьный
на..граться, сверх..нвестиции, из..скать
бар..ерный, с..язвить, обез..яна

A16 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
произнос..шь, преобразу..мый
относ..шься, распущ..нный
засмотр..шься, замет..вший
перекин..шь, сломл..нный

A17 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А. никел..вый
Б. достра..вать
В. приветл..во
Г. оскуд..вать
А, Б, Г
А, Б, В
В, Г
А, Г

A18 В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
Наступила осень с (не)скончаемыми дождями, мокрыми дорогами, с тоской по вечерам
Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров
(Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться безнравственно.
Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не)забываемые трели соловья, и тишина наполнилась дивными звуками.

A19 В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
(ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным.
Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.
Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист.
ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как и литературное творчество.

A20 Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов ( ) и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна
Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

A21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.
1, 2, 4
1, 2
3, 4
1, 2, 3, 4

A22 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя – свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать».
1, 2, 3, 4
1, 3
1, 2
3, 4

A23 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным
От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов
В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

A24 Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Большую роль в опере А.П. Бородина «Князь Игорь» играют народные сцены: хоры горожан Путивля, провожающих Игоря с войском в поход, хор бояр, возвещающий о пленении князя.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

A25 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.
1, 4
2, 3
1, 3
2, 4

A26 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.
1, 2, 3, 4
1, 2
3, 4
2

A27 Прочитайте текст.
Показать текст
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
Контроль за распространением радиоактивных продуктов в грунтовом потоке проводится в наблюдательных скважинах, глубина и расположение которых зависят от назначения сооружений, гидрогеологических условий и характеристик грунтов.
Во избежание опасных радиоактивных загрязнений с помощью специальных карт осуществляется контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику.
Жидкие и твёрдые радиоактивные отходы являются источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод.
Направление движения и скорость грунтовых и подземных (глубинных) вод требует жёсткого контроля, поэтому необходимо создавать специальные гидрогеологические карты разных районов России.

A28 Показать текст
О чём говорит высказывание героя: «Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости!»?
Отступление наших войск проходит без боёв, без крови
Автор письма не способен совершить какой-либо предосудительный поступок.
Чтобы стать настоящим мужчиной, не всегда надо доказывать физическую силу, порой важнее испытание силы духа.
Автор письма не трус и не боится предстоящих сражений.

A29 Показать текст
Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
В предложениях 17, 18, 20, 22 перечислены последовательные действия персонажей.
В предложениях 3–5 представлено рассуждение.
Предложения 8–9 включают описание.
Предложения 24–26 содержат повествование.

A30 Показать текст
Какое слово использовано в тексте в переносном значении?
развернула (предложение 8)
сожги (предложение 15)
зажмурился (предложение 22)
прогремел (предложение 29)

B1 Показать текст
Из предложений 4–5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

B2 Показать текст
Из предложений 16–18 выпишите числительное.

B3 Показать текст
Укажите тип подчинительной связи в словосочетании В ТЕ ДНИ (предложение 29).

B4 Показать текст
Среди предложений 21–26 найдите сложные, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений.

B5 Показать текст
Среди предложений 1–9 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

B6 Показать текст
Среди предложений 2–9 найдите сложноподчинённое предложение с
придаточным цели. Напишите номер этого сложного предложения.

B7 Показать текст
Среди предложений 15–19 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

B8 Показать текст
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если Вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания B8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

«Фрагмент из романа Л. Леонова «Русский лес» подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить доступно. Достигается это с помощью тропов: _____ («купель зрелости» в предложении 24), _____ («пытливые, вопросительные глаза» в предложении 21), _____ («на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть» в предложении 21). Усиливает эффект от прочитанного _______ («отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21). Этот приём фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора.

Список терминов:
1) анафора
2) метафора
3) гипербола
4) профессиональная лексика
5) парцелляция
6) лексический повтор
7) противопоставление
8) эпитеты
9) контекстные синонимы

C1 Показать текст
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Решите задание на листочке и при окончании теста вы получите правильное решение, вы сравните и оцените себя сами по критериям


Текст:
(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.
(2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, начитанный треугольничек.
(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..
(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные
строки.
(10)Варя сразу наткнулась на главное место. (11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё
это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.
(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической
обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага... (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»
(27)– Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.
(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.
(По Л. Леонову*)
*Леонид Максимович Леонов (1899–1994) – русский писатель,
общественный деятель.

Ответы:
  • A1 3
  • A2 2
  • A3 4
  • A4 4
  • A5 1
  • A6 2
  • A7 2
  • A8 1
  • A9 3
  • A10 2
  • A11 2
  • A12 4
  • A13 4
  • A14 2
  • A15 2
  • A16 3
  • A17 4
  • A18 2
  • A19 1
  • A20 3
  • A21 2
  • A22 1
  • A23 4
  • A24 2
  • A25 1
  • A26 1
  • A27 2
  • A28 3
  • A29 4
  • A30 4
  • B1 ПОБЛИЗОСТИ
  • B2 ДЕВЯТИ
  • B3 СОГЛАСОВАНИЕ
  • B4 21,26
  • B5 8
  • B6 9
  • B7 19
  • B8 2,8,3,6 
Ответы к части С:
Основные проблемы Авторская позиция
1. Проблема обретения ощущения ответственности и чувства долга как характерных черт взрослого человека. (Как становятся взрослыми?) 1. Взросление человека (юноши) – это в первую очередь обретение готовности отвечать за свои поступки, принимать ответственность не только за себя, но и за других людей.
2. Проблема взросления. (Всегда ли взросление связано с отважными, героическими поступками?) 2. Иногда, чтобы стать настоящим мужчиной, не нужно совершать подвиг, для этого достаточно почувствовать ответственность за свои поступки и поступки других.
3. Проблема взросления на войне. (Почему на войне быстрее происходило взросление юношей? 3. На войне взрослели быстрее потому, что слишком велика была ответственность за то, что происходило на фронте.

Комментариев нет:

Отправить комментарий