среда, 24 апреля 2013 г.

С1. Литература.



C1 № 13.
Как в данном эпизоде «Отцов и детей» прослеживается основной конфликт произведения?

Показать текст

C1 № 30.

Чем, с вашей точки зрения, можно объяснить «странное» поведение купца Ферапонтова в приведённом эпизоде?

Показать текст

C1 № 47.

Как в приведенном отрывке раскрывается проблема взаимоотношений художника и толпы?

Показать текст

C1 № 64.

В чём смысл соседства двух сцен — «сазаньего боя» и разговора по душам между отцом и сыном?

Показать текст

C1 № 81.

Что привнёс в жизнь Актёра и других ночлежников странник Лука?

Показать текст

C1 № 99.

Какую роль играет приведённая сцена в развитии сюжета пьесы?

Показать текст

C1 № 116.

Что даёт основание считать поступок героя «Судьбы человека» подвигом?

Показать текст

C1 № 133.

Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых?

Показать текст

C1 № 150.

Какую роль в судьбе Ивана Бездомного сыграла описанная встреча?

Показать текст

C1 № 167.

Какую оценку даёт герой (а вместе с ним автор) своему поколению?

Показать текст

C1 № 184.

Почему автор «Евгения Онегина» стремится отобразить «низкую природу», жертвуя « высоким» слогом?

Показать текст

C1 № 524.

Как в данном эпизоде «Отцов и детей» прослеживается основной конфликт произведения?

Показать текст

C1 № 541.

Как в данном фрагменте проявляется неблагополучие семейных отношений в доме Кабановых?

Показать текст

C1 № 558.

В чем заключается комизм "экзамена", устроенного для Митрофана?

Показать текст

C1 № 575.

Кто из героев одерживает победу в данном «поединке»? (Свой ответ обоснуйте.)

Показать текст

C1 № 592. Чем внутренне выделяются Мелеховы в казачьей среде?

Показать текст

C1 № 609.

Какими чувствами наполнено авторское размышление о Москве?

Показать текст

C1 № 626.

Что имел в виду мудрец, утверждавший* что наказание Ларры — в нем самом?

Показать текст

C1 № 643.

Почему городничий с такой легкостью поверил болтунам Бобчинскому и Добчинскому?

Показать текст

C1 № 660.

Чем объясняется базаровская ирония по отношению к представителям старшего поколения?

Показать текст

C1 № 677.

Как различное отношение ночлежников к Настиному рассказу отражает основной конфликт пьесы?

Показать текст

C1 № 694.

Какова главная тема приведенного фрагмента и какие изобразительные средства способствуют ее раскрытию?

Показать текст

C1 № 699. Что помогает Раскольникову воскреснуть для «новой жизни»?

C1 № 712.

Как Лермонтов определяет свою главную художественную задачу в романе "Герой нашего времени"?

Показать текст

C1 № 738.

Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте слова исследователя: «Обязательная для Толстого нравственная оценка всех персонажей исходит в «Войне и мире» прежде всего из того, насколько проявляется в каждом из них естественная сила жизни...»

Показать текст

C1 № 756.

Каким предстает Городничий в данном эпизоде и какие драматургические средства способствуют раскрытию его характера?

Показать текст

C1 № 773.

Какова главная проблема приведенного эпизода? Какие средства драматургии используются для ее раскрытия?

Показать текст

C1 № 790.

Какие средства психологической характеристики и с какой целью используются Тургеневым в данном фрагменте?

Показать текст

C1 № 807.

Как данный эпизод соотносится с эпиграфом к роману: «Береги честь с молоду»?

Показать текст

C1 № 824.

Какие драматургические средства и как помогают автору раскрыть характеры героев в приведенном фрагменте?

Показать текст

C1 № 841.

Какова главная тема данного фрагмента и как драматургические средства помогают ее раскрыть?

Пока зать текст

C1 № 858.

Чем похожи Борис и Тихон? Раскройте свою позицию.

Показать текст

C1 № 1101. Какие свойства личности Костылёва проявляются в его общении с ночлежниками?

Показать текст

C1 № 1118. Какие черты романтического повествования присутствуют в легенде о Данко?



Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали ез дить Данко.

— Ты, — сказали они, — ничтожный и вредный человек для нас! Ты повёл нас и утомил, и за это гы погибнешь!

— Вы сказали: «Веди!» — и я повёл! — крикнул Данко, становясь против них грудью. — Во мне есть мужество вести, вот потом}' я повёл вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!

Но эти слова разъярили их ещё более.

— Ты умрёшь! Ты умрёшь! — ревели они.

А лес всё гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понёс труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не б ыло на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнём желания спасти их, вывести на лёгкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и уб ить Данко. А он уже понял их думу, оттого ещё ярче загорелось в нём сердце, ибо эта их дума родила в нём тоску.

А лес всё пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...

— Что сделаю я для людей?! — сильнее iрома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, � �зумлённые, стали как камни.

— Идём! — крикнул Данко и бросился вперёд на своё место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивлённо качая вершинами, но его шум был заглушён топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слёз. А Данко всё был впереди, и сердце его всё пылало, пылало!

И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и вс� � те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождём. Гроза была - там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струёй из разорванной груди Данко.

Кинул взор вперёд себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер.
Показать текст


C1 № 1135. Чем объясняется различие в отношении к Базарову Николая Петровича и Павла Петровича?



Проводив Аркадия с насмешливым сожалением и дав ему понять, что он нисколько не обманывается насчёт настоящей цели его поездки, Базаров уединился окончательно: на него нашла лихорадка работы. С Павлом Петровичем он уже не спорил, тем более что тот в его присутствии принимал чересчур аристократический вид и выражал свои мнения более звуками, чем словами. Только однажды Павел Петрович пустился было в состязание с нигилистом по поводу модного в то время вопроса о правах остзейских дворян, но сам вдруг остановился, промолвив с холодною вежливостью:

- Впрочем, мы друг друга понять не можем; я, по крайней мере, не имею чести вас понимать.

- Ещё бы! - воскликнул Базаров. - Человек всё в состоянии понять - и как трепещет эфир, и ч� �о на солнце происходит; а как другой человек может иначе сморкаться, чем он сам сморкается, этого он понять не в состоянии.

- Что, это остроумно? - проговорил вопросительно Павел Петрович и отошёл в сторону.

Впрочем, он иногда просил позволения присутствовать при опытах Базарова, а раз даже приблизил свое раздушенное и вымытое отличным снадобьем лицо к микроскопу, для того чтобы посмотреть, как прозрачная инфузория глотала зелёную пылинку и хлопотливо пережёвывала её какими-то очень проворными кулачками, находившимися у ней в горле. Г ораздо чаще своего брата посещал Базарова Николай Петрович; он бы каждый день приходил, как он выражался, «учиться», если бы хлопоты по хозяйству не отвлекали его. Он не стеснял молодого естествоиспытателя: садился где-нибудь в уголок комнаты и глядел внимательно, изредка позволяя себе осторожный вопрос. Во время обедов и ужинов он старался направлять речь на физику, геологию или химию, так как все другие предметы, даже хозяйственные, не говоря уже о политических, могли повести если не к столкновениям, то ко взаимному неудовольствию. Николай Петрович догадывался, что ненависть его брата к Базарову нисколько не уменьшилась. Неважный случай, между многими другими, подтвердил его догадки. Холера стала появляться кое-где по окрестностям и даже «выдернула» двух людей из самого Марьина. Ночью с Павлом Петровичем случился довольно сильный припадок. Он промучился до утра, но не прибёг к искусству Базарова и, увидевшись с ним на следующий день, на его вопрос: «Зачем он не послал за ним?» -отвечал, весь еще бледный, но уже тщательно расчёсанный и выбритый: «Ведь вы, помнится, сами говорили, ч то не верите в медицину?».

(И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)Показать текст


C1 № 1152. В чём причины столь разного отношения каторжного люда к Родиону Раскольникову и Соне?



  Его же самого не любили и избегали все. Его даже стали под конец ненавидеть -почему? Он не знал того. Презирали его, смеялись над ним, смеялись над его преступлением те, которые были г ораздо его преступнее.

  - Ты барин! - говорили ему. - Тебе ли было с топором ходить; не барское вовсе дело.

  На второй неделе великого поста пришла ему очередь говеть вместе с своей казармой. Он ходил в церковь молиться вместе с другими. Из-за чего, он и сам не знал того, - произошла однажды ссора; все разом напали на него с остервенением.

  - Ты безбожник! Ты в бога не веруешь! - кричали ему. - Убить тебя надо.

  Он никогда не говорил с ними о боге и о вере, но они хотели убить его как безбожника; он молчал и не возражал и� �. Один каторжный бросился было на него в решительном исступлении; Раскольников ожидал его спокойно и молча: бровь его не шевельнулась, ни одна черта его лица не дрогнула. Конвойный успел вовремя стать между ним и убийцей - не то пролилась бы кровь.

  Неразрешим был для него ещё один вопрос: почему все они так полюбили Соню? Она у них не заискивала; встречали они её редко, иногда только на работах, когда она приходила на одну минутку, чтобы повидать его. А между тем все уже знали её, знали и то, что она за ним последовала, знали, как она живёт , где живёт. Денег она им не давала, особенных услуг не оказывала. Раз только, на рождестве, принесла она на весь острог подаяние: пирогов и калачей. Но мало-помалу между ними и Соней завязались некоторые более близкие отношения: она писала им письма к их родным и отправляла их на почту. Их родственники и родственницы, приезжавшие в город, оставляли, по указанию их, в руках Сони вещи для них и даже деньги. Жёны их и любовницы знали её и ходили к ней. И когда она являлась на работах, приходя к Раскольникову, или встречалась с партией арестантов, идущи х на работы, - все снимали шапки, все кланялись: «Матушка, Софья Семёновна, мать ты наша, нежная, болезная!» - говорили эти грубые, клеймёные каторжные этому маленькому и худенькому созданию. Она улыбалась и откланивалась, и все они любили, когда она им улыбалась. Они любили даже её походку, оборачивались посмотреть ей вслед, как она идёт, и хвалили её; хвалили её даже за то, что она такая маленькая, даже уж не знали, за что похвалить. К ней даже ходили лечиться.

(Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»)Показать текст


C1 № 1169. Как и в чём проявляется авторская симпатия к героям, представленным в данной сцене?



  - Смотрите на папа, - закричала на всю залу Наташа (совершенно забыв, что она танцует с большим), пригибая к коленам свою кудрявую головку и заливаясь своим звонким смехом по всей зале.

  Действительно, всё, что только было в зале, с улыбкою радости смотрело на весёлого старичка, который рядом с своею сановитою ламой, Марьей Дмитриевной, бывшей выше его ростом, округлял руки, в такт потряхивая ими, расправлял плечи, вывёртывал ноги, слегка притопывая, и всё более и более распускавшеюся улыбкой на своем круглом лице приготовлял зрителей к тому, что будет. Как только заслышались весёлые, вызывающие звуки Данилы Купора, похожие на развесёлого трепачка, все двери залы вдруг заставились с одной стороны мужскими, с другой - � �енскими улыбающимися лицами дворовых, вышедших посмотреть на веселящегося барина.

  - Батюшка-то наш! Орёл! - проговорила громко няня из одной двери.

  Граф танцевал хорошо и знал это, но его дама вовсе не умела и не хотела хорошо танцевать. Её огромное тело стояло прямо, с опущенными вниз мощными руками (она передала ридикюль графине); только одно строгое, но красивое лицо её танцевало. Что выражалось во всей круглой фигуре графа, у Марьи Дмитриевны выражалось лишь в более и более улыбающемся лице и вздёргивающемся носе. Но зат о, ежели граф, всё более и более расходясь, пленял зрителей неожиданностью ловких вывертов и легких прыжков своих мягких ног, Марья Дмитриевна малейшим усердием при движении плеч или округлении рук в поворотах и притоптываньях производила не меньшее впечатление по заслуге, которую ценил всякий при её тучности и всегдашней суровости. Пляска оживлялась всё более и более. Визави не могли ни на минуту обратить на себя внимание и даже не старались о том. Всё было занято графом и Марьею Дмитриевной. Наташа дёргала за рукава и платье всех присутст� �овавших, которые и без того не стекали глаз с танцующих, и требовала, чтобы смотрели на папеньку. Граф в промежутках танца тяжело переводил дух, махал и кричал музыкантам, чтоб они играли скорее. Скорее, скорее и скорее, лише, лише и лише развёртывался граф, то на цыпочках, то на каблуках носясь вокруг Марьи Дмитриевны, и, наконец, повернув свою даму к её месту, сделал последнее па, подняв сзади кверху свою мягкую ногу, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом и округло размахнув правою рукою среди грохота рукоплесканий и хохота, особенно Н� �таши. Оба танцора остановились, тяжело переводя дыхание и утираясь батистовыми платками.

(Л.И. Толстой, «Воина и мир»)Показать текст


C1 № 1186. Почему размышляющий о своих планах герой прибегает к словам-табу («Разве я способен на это?»)?



  В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, пол вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.

  Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эт> каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворённой на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувст� �овал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

  Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряжённом состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стеснённое положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими о н совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, - нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.

  Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.

  « На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! -подумал он с странною улыбкой. - Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выу чился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну за чем я теперь иду? Разве я способен на шо! Разве это серьёзно? Совсем не серьёзно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»

(Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»)Показать текст

Комментариев нет:

Отправить комментарий